Вот вы часто замечаете в городе птиц? Кого-нибудь кроме воробьёв, голубей и ворон? А их не так уж мало. В специальной литературе даже есть точные цифры: в моём городе, например, можно встретить 182 вида птиц. И больше половины из них гнездятся здесь летом или живут постоянно, а не просто пролетали мимо.
Одних видишь в сезон регулярно, заметить других — целое событие. К некоторым проникаешься особой симпатией и отмечаешь про себя каждую встречу. Но безусловно одно: все они заслуживают внимания, интереса и бережного, насколько это от нас зависит, отношения.
Летние птицы
Зяблик — это та птичка, чей звонкий голос летом слышен отовсюду. Увидеть его сложнее: птица размером с воробья и не самой яркой окраски в глаза не бросается и ведёт себя осторожно. Его бодрая жизнерадостная трель заканчивается характерным «росчерком», такое решительное — «утвердить!». Причём эту, довольно однообразную, песенку каждая птица выводит на свой манер, заметно отличаясь от остальных.
Бывает увлекательно слушать перекличку двух-трёх зябликов. Они подают голос по очереди, оставляя паузы друг для друга. А ты вникаешь в вариации одной и той же темы, безошибочно определяя и количество участников, и их перемещения на местности.
Недавно довелось послушать такой же концерт птичьего пения от двух соловьёв. Песня соловья яркая, богатая, выразительная. И когда певцы с обеих сторон от моей тропинки устроили подобие музыкальной дуэли, осталось только замереть и внимать паре одинаково сильных и полнозвучных голосов, рисующих в воздухе настолько сложные, но при этом разные кружева. Весной и в начале лета соловья в городе услышать нетрудно. Достаточно оказаться ближе к вечеру в парке, сквере, а иногда и просто на тихой зелёной улице.
А вот кого искать совсем не приходится — это стрижи. Визжа, как стая маленьких назгулов, они носятся с утра до вечера то высоко в небе, то между домами, чуть не врезаясь в балконы со скоростью летящей в ворота шайбы.
Стриж — уникальная птица. Он проводит в полёте почти всё время своей жизни, месяцами и даже годами не присаживаясь отдохнуть. На ночь стайка стрижей поднимается в высоту на несколько километров; они спят, летая по кругу и просыпаясь каждые 5 секунд, чтобы взмахнуть крылышками. По крайней мере так утверждают орнитологи. Разгоняются стрижи до 160 километров в час, за что их считают одной из самых быстрых на свете птиц. А ближайший и единственный их родственник в птичьем царстве — колибри.
Лапы стрижей не приспособлены к хождению по земле. Они не могут даже обхватить ветку — из-за того, что все четыре пальца направлены вперёд. Так что если похожие на стрижей птицы сидят на проводах — это будут
Помню, раньше, в детстве, ласточкины гнёзда были налеплены чуть ли не под каждым балконом старых сталинских домов. Жаль, что теперь этого практически не увидишь. Говорят, стрижи вытеснили ласточек из города, оказавшись более конкурентоспособными. А может быть, этим птицам тяжелее найти своё место в урбанистическом мире. Как бы там ни было, в последние годы я встречала городских ласточек только в провинции. Здесь они всё так же лепят свои глиняные гнёзда по углам окон, балконов и карнизов.
Есть птицы летуны, а есть «бегуны». Вот трясогузка всегда держится возле земли. Перебирая тонкими ножками, грациозно помахивая длинным хвостом, она бегает мелкими быстрыми шагами, вспархивая иногда, чтобы поймать над травой насекомое. Трясогузки летом повсюду. Они хорошо заметны благодаря своей непугливости и яркой чёрно-бело-серой окраске.
Похоже, именно трясогузки были теми птичками, которые прославились во время недавнего чемпионата мира по футболу. На поле «Казань Арены», прямо во время матча их подобрали испанские футболисты, чтобы не затоптать ненароком. Фотографии этих эпизодов с умилёнными комментариями разлетелись по всему миру.
Журналисты, правда, предположили, что это были воробушки. Но мы-то знаем, что в дни чемпионата на стадионе было полно трясогузок, которые охотились в его траве за жуками. Среди них было много слётков — полувзрослых, ещё не очень уверенно летающих птенцов, достаточно доверчивых, чтобы позволить взять себя в руки.