Но подчинение — это одно, а поесть все любят. Помните, именно с добыванием пищи было связано приручение другого хищника — собаки? Которой оказалось выгоднее присоединиться к человеку, нежели охотиться самой.
Схожий путь прошли и кошки. Схожий, но не идентичный. В отличие от волков/собак, кошка — одиночка и индивидуалистка. Охотится она из засады, да и добыча у неё помельче. И тут человек кошке не конкурент. И кошки (в отличие от собак) не были вынуждены подбирать за человеком. Нет, они пришли к нам добровольно!
И далеко не сразу после собак, а выждав n-ное число тысячелетий, пока это не стало выгодным. Кошки пришли к нашим предкам лишь в пору «неолитической революции», когда люди освоили земледелие. Но вначале человечество сталкивается с новой для себя опасностью. В амбарах с основным продуктом питания, зерном, обнаруживаются грызуны, с этого момента становящиеся злейшими врагами человечества.
Но вместе с новым врагом люди обретают и нового друга. Возле амбаров обнаруживаются кошки. Зерно они, конечно, не едят. Зато едят грызунов.
Неизвестно, сразу ли люди оценили преимущества соседства с маленькими хищницами. Кошки точно оценили! Ведь близость к людям — это не только еда, но и безопасность. Хищник поостережется подойти, а сами люди на кошек, видимо, не охотились. Мяса в ней немного, шкурок на одежду понадобится десятка два. Засмеют ведь такого охотника! И кошки от его дома разбегутся. А мыши останутся.
Зато если подкармливать пушистых остатками еды, к тебе ещё и «соседские» прибегут. И вот кошки расселяются вместе с человеком, «обменивая» сохранность урожая на защиту. Всех все устраивает!
И устраивало, как минимум, шесть тысячелетий. Пока, во II—III тысячелетии до нашей эры, египтяне не стали брать кошек в дома.
Увы, о том, как это произошло, история умалчивает. Вряд ли одомашнивание было целенаправленным. Мышей кошки ловили и так. А их независимый характер люди давно могли изучить. Скорее всего, как и с собаками: люди приютили осиротевших котят. А может быть, мать сама укрыла их от непогоды в человеческом жилище.
Кошка — не волк: для людей не опасна, много места не займет. Да и проникнет в жилье так, что люди об этом не узнают, пока подросшие котята сами не покажутся.
А полудикая кошка, родившаяся и выросшая в доме, собственных котят принесет сюда же. Следующее поколение будет твердо знать: кошки живут здесь! В человеческом жилище!
Да и чем помешает кошка в доме? А мыши не мешают?
Возможно, кто-то вознаградил маленькую охотницу за хорошую «работу» остатками еды. И рано или поздно осмелевшая кошка позволила человеку себя погладить.
А однажды котята попадут в руки детей, и — готово! Через несколько поколений мы получим вполне домашнюю мурлыку, тем не менее, исправно охраняющую припасы.
И такое положение домашние кошки сохраняют не менее четырех (!) тысячелетий. Неспроста кошка — единственное из домашних животных, до сих пор сохраняющее генетическую близость к диким сородичам. Настолько, что наука считает наших привычных домашних котеек полуодомашненными.