Там пан по фамилии Гималайский доставляет в цирк верблюда. В документах на животного директор цирка обнаруживает «двусмысленную» фразу: «Направляем в Ваш цирк двугорбого верблюда, а с ним Гималайского» — и начинает требовать ещё и справку, уточняющую, что Гималайский — не верблюд.
Однако, судя по всему, это выражение о необходимости доказывать очевидное широко было в ходу ещё до «Кабачка» и в сценке лишь обыгрывалось.
Анекдот:
Бежит заяц по лесу и натыкается на медведя:
— Ты чего, ушастый, обалдел совсем, куда так несешься?
— Да вон там верблюдов кастрируют.
— Ну, а тебе чего?
— Ага, поймают — поди, доказывай, что ты не верблюд!
Так или иначе, сравнение с верблюдом европейцам явно было не по душе. Ничего красивого в горбатом животном с надменно-глуповатой мордой они не находили.
А. Брэм «Жизнь животных»:
«…это самое неприветливое, глупое, упрямое и неприятное создание, какое только можно себе вообразить».
Анекдот:
Попали в КПЗ Чебурашка и Гена. Открывается дверь, и в камеру заносят пьяного верблюда.
— Ой, Гена, сейчас нас бить будут.
— С чего это ты взял?
— Смотри, как лошадь изуродовали.
А. Н. Толстой «Верблюд»:
Вошел верблюд на скотный двор и охает:
— Ну, уж и работничка нового наняли, только и норовит палкой по горбу ожечь — должно быть, цыган.
— Так тебе, долговязому, и надо, — ответил карий мерин, — глядеть на тебя тошно.
…Корова сказала:
— Плюётся очень верблюд-то, хоть бы издох…
А вот у народов Азии и Северной Африки восприятие этого животного категорически иное. Например, казахское женское имя Ботагоз переводится как «Глаз верблюжонка» (глаза у верблюдов действительно красивые — большие, чёрные, с густыми ресницами). Имя пророка Заратуштры также несёт в себе иранский корень «уштра» («верблюд»). На арабском же языке и вовсе слова «верблюд» и «красота» звучат практически одинаково — «джамаль». Отсюда происходят такие хорошо известные имена, как Джамиль и его турецкая версия — Кемаль. Ну, а уж от Кемаля недалеко и до латинского наименования верблюда Камелюс, которое хорошо известно всем заядлым курильщикам.
Из к-ф «Место встречи изменить нельзя»:
— Закурить не найдётся?
— Найдётся.
— Ого, трофейные.
— Да нет, это союзнические. 'Камель''.
Кстати, логотипом американских сигарет «Camel», которые ведут свою историю с 1913 года, стал вполне конкретный одногорбый верблюд по прозвищу Старина Джо из передвижного цирка «Barnum & Beily». Образ Джо не только украшал пачку, но и появлялся на различных рекламных плакатах с неизменной сигаретой, зажатой в раздвоенных губах. Лишь спустя десятилетия подобную рекламу всё-таки запретили, решив, что забавный верблюд привлекает к себе внимание многих детишек и пропагандирует среди них курение…
Уважительное отношение азиатских народов к верблюдам вполне понятно. Можно без преувеличения сказать, что одомашнивание этих животных (а оно произошло около 2 тыс. лет до н.э.) коренным образом изменило историю человеческой цивилизации.
Благодаря их потрясающей способности переносить жару и отсутствие воды, завидной выносливости и грузоподъёмности, люди смогли освоить самые засушливые уголки Азии и Африки, а также проложить торговые пути через пустыни, связавшие Дальний и Ближний Восток. Недаром золотой верблюд красуется на гербе южно-уральского Челябинска, который был одним из узловых торговых центров России.
Арабская пословица так и гласит: «Верблюд — живое доказательство милосердия Божия к человеку»
«Знаешь ли ты, что своими речами ты приписываешь ошибку Создателю? Горб — не изъян. Таким я создан по определенной причине и для некой цели. Лук не может не быть согнутым, тетива должна быть прямой. Ты просто глупец! И понимаешь не больше осла!»
Да что там говорить, если сам пророк Мухаммед души не чаял в своих верблюдах и строго осуждал тех, кто плохо заботится о своих питомцах. Более того — по одному из преданий, он открыл людям 99 имён Бога, но сотое прошептал на ухо лишь своему любимому верблюду. Говорят, что именно отсюда у животного такой надменный, напыщенный вид.
В одной из казахских сказок верблюд воплощает в себе все качества 12 животных восточного гороскопа:
«Разве не похожи уши верблюда на мышьи, губы — на заячьи, подошвы — на коровьи, грудь — на барсову, шея — на змеиную, шерсть на коленях — на лошадиную гриву, хребет — на бараний, бока — на мартышкины, хохолок на макушке — на куриный, ляжки — на собачьи, хвост — на свиной».
Для таких пустынных народов, как берберы и бедуины, верблюд до сих пор играет важнейшую роль во всех аспектах жизни. И это не просто транспорт («корабль пустыни»). Шкура верблюда идёт на одежду и шатры, навоз служит топливом, а мясо и молоко — пищей. Мухаммед даже завещал своим последователям пить в качестве лекарственного средства не только верблюжье молоко (очень густое и жирное), но и верблюжью мочу.
Впрочем, не стоит воспринимать это животное исключительно как «лапочку». Заупрямившийся верблюд стоит десяти ослов. Ещё хуже, если он рассержен — такой может укусить, лягнуть и даже плюнуть в обидчика.
Противоречивая натура верблюда отразилась и в его символической ипостаси. В одном случае он может олицетворять спесь, гордыню, упрямство, лень, непослушание. В другом, напротив, служить примером смирения (преклоняет колени), упорства, терпения, умеренности и трудолюбия. Но лучше дадим слово поэтам:
Саади, персидский поэт XIII в.:
У цели хочешь быть — спешить не надо,
Неторопливо совершай поход;
Арабский конь летит лишь два фарсанга,
Верблюд неспешный день и ночь идет.
М. Цветаева:
И вот, навьючив на верблюжий горб,
На добрый — стопудовую заботу,
Отправимся — верблюд смирен и горд —
Справлять неисправимую работу.Под темной тяжестью верблюжьих тел —Мечтать о Ниле, радоваться луже,
Как господин и как Господь велел
—Нести свой крест по-божьи, по-верблюжьи.И будут в зареве пустынных зорь
Горбы — болеть, купцы — гадать: откуда,
Какая это вдруг напала хворь
На доброго, покорного верблюда?Но, ни единым взглядом не моля,
Вперед, вперед, с сожженными губами,
Пока Обетованная земляРеклама
Большим горбом не встанет над горбами.
Арсений Тарковский:
На длинных нерусских ногах
Стоит, улыбаясь некстати,
А шерсть у него на боках
Как вата в столетнем халате.Должно быть, молясь на восток,
Кочевники перемудрили,
В подшерсток втирали песок
И ржавой колючкой кормили.Горбатую царскую плоть,
Престол нищеты и терпенья,
Нещедрый пустынник-господь
Слепил из отходов творенья.И в ноздри вложили замок,
А в душу — печаль и величье,
И верно, с тех пор погремок
На шее болтается птичьей.По Черным и Красным пескам,
По дикому зною бродяжил,
К чужим пристрастился тюкам,
Копейки под старость не нажил.Привыкла верблюжья душа
К пустыне, тюкам и побоям.
А всё-таки жизнь хороша,
И мы в ней чего-нибудь стоим.Реклама
На этой оптимистической ноте я завершаю первую часть «саги» о верблюде. А рассказать осталось ещё немало.
Что еще почитать по теме?
Сага о верблюде. Чем дромадер от бактриана отличается?
Были ли на Урале верблюды?
Кого пугались лошади в Техасе во время Гражданской войны между Севером и Югом?