Дело в том, что античные греки приносили петуха в жертву богу врачевания с целью излечиться от какой-нибудь болезни. Поэтому в словах отравленного по приговору суда мудреца содержался свой горький философский смысл — мол, смерть исцелит его от болезни жизни.
Каким только богам не посвящали петуха — воинственному Марсу, солнцеликим Аполлону, Митре, Ахура-Мазде…
Не оставались без дела и курицы. Римские жрецы — авгуры — держали при храмах специальных «священных» кур, с помощью которых предсказывали будущее. Самым простым способом гадания было кормление. Если куры отказывались есть зерно — это была явно дурная примета. Были методы и похитрей. На полу раскладывали несколько букв, каждая из которых означала целое слово или понятие. Сыпали рядом с ними корм, запускали курицу и, в зависимости от того, в какой последовательности птица ходит от буквы букве, делали свои выводы.
Тем, кто относился к гаданию с недоверием, рассказывали разные поучительные истории. Например, историю полководца Публия Клавдия Пульхера, он в 240 г. до н.э. вёл флот на Карфаген, который, как известно, «должен быть разрушен». Находящиеся на корабле жрецы провели сеанс гадания, и священные куры клевать зерно отказывались.
Вместо того чтобы повернуть флот назад, Пульхер пришёл в ярость и воскликнул: «Раз они не хотят есть, то пускай попьют!» После чего приказал выбросить всех птиц за борт. Расплата не заставила себя ждать — карфагеняне битву выиграли, потопив при этом 93 римских корабля! Импульсивного полководца после возвращения в Рим судили за «безбожие» и приговорили к крупному штрафу…
Кстати, на латыни курица звалась «gallina», так же её сегодня называют на испанском и португальском языках. Никакого отношения к имени Галина, которое происходит от греческого «галэнэ» («тихая»), это слово не имеет, поэтому название известной приправы «Gallina Blanca» переводится просто, как «Белая курица»…
Благодаря фильмам многие знают, что куры — любимый объект культа вуду. С помощью куриной крови готовятся привораживающие зелья, насылается порча
В Индонезии цыплёнок — неизменный участник индуистского обряда кремации. Он служит неким «громоотводом» для злых духов, которые могут присутствовать на похоронах и навредить родственникам усопшего. Похожую роль — оберега от зла — играет во многих культурах и куриная лапка.
А вот в Китае на конфуцианской свадьбе курица нередко заменяла родственника, который по уважительной причине не мог присутствовать на церемонии.
А что же христианство? И тут наш герой успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. В христианском предании даже есть легенда, что петух был первым живым существом, провозгласившим Рождество Христово. Учитывая, что дело происходило в хлеву, это вполне вероятно.
Но прежде всего образ петуха, естественно, неразрывно связывался с отречением апостола Петра и стал символом раскаяния.
Евангелие от Матфея, 26, 73−75:
«Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».
По этому поводу вспоминается забавная история. В Англии одна сиделка ухаживала за умирающим. И буквально в тот момент, когда он отходил, заметила, как его жена подошла к окну и свернула шею петуху. На вопрос «зачем?» та ответила, что таким образом помогает мужу попасть в рай. Придёт он к райским вратам, увидит апостол Петр при нём петуха, вспомнит, как когда-то отрекся от Господа нашего, смилостивится и охотнее пропустит покойного в вечное блаженство.
Считается, что символом христианства и эмблемой Св. Петра петуха объявил папа Григорий I. Мол, с этих пор на шпилях церквей и стали появляться флюгеры-петушки (английское название флюгера — Weathercock — буквально переводится как «Погодный петух»).
Они не только указывали направление ветра, но и были символом бдительности.
А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке»:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели…
А еще говорят, что в Судный день все петухи Земли, даже те, что на шпилях и башнях, запоют во все горло, чтобы снова предупредить живых и разбудить мертвых…
Впрочем, отношение средневековых христиан к этим птицам было двойственным. Чёрные петухи, как правило, считались недобрыми. Они олицетворяли тёмных духов и связывались с подземным царством (помните сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?) или водой. Чёрных петухов славяне нередко приносили в жертву водяному и держали на водяных мельницах.
Разумеется, этих сатанинских птиц постоянно использовали для совершения разных колдовских обрядов.
Козьма Пражский (XII в.) отмечал в своих хрониках обычай ходить к источникам и удушать черных петухов и кур, с одновременным призванием дьявола. Во Франции черного петуха в полночь надо было принести на перекресток четырех дорог и трижды прокричать: «Poule noire a vendre!» («Черный петух на продажу!»). Дьявол явится и заберет птицу, оставив взамен пригоршню монет. В Шотландии и Корнуолле лечили эпилепсию, закапывая черного петуха в землю в том месте, где у больного случился припадок.
Многие верили, что если черный семигодовалый петух снесёт яйцо, которое высидит жаба, то на свет появится настоящее чудовище — Василиск. По некоторым весьма недостоверным описаниям, сей монстр обладал головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом змеи. Зачем ему нужен был столь внушительный «арсенал» — неясно, ведь Василиск был способен убить (превратить в камень) любого одним взглядом. Любого — в том числе и самого себя, поэтому лучшей защитой от Василиска было показать ему зеркало.
Кстати, петушиные черты Василиск приобрёл уже в Средневековье. В античности это чудище изображали в виде огромного змея (таким он попал и в сказку про Гарри Поттера), который родился либо из яйца ибиса, либо из крови Медузы Горгоны (от неё, мол, ему и передался смертоносный взгляд).
После того как ортодоксальная церковь осудила гностические секты, в разряд демонических существ попал и т.н. Абраксас. Этим именем гностики называли космогоническое существо, правителя небес, воплощающего в себе полноту всех миров и времён. На рисунках его наделяли головой петуха (символ бдительности и предвидения), телом человека и ногами в виде змей.
Со временем мистики и эзотерики стали трактовать Абраксаса как символ высшего единства добрых и злых потенций в человеке, тот уровень, где противоположности встречаются и образуют цельность. Неудивительно, что христианству подобные идеи по душе не пришлись.
К. Г. Юнг «Семь проповедей к мертвым» (1916):
«Вот Бог, о коем вам неизвестно, ибо люди его позабыли. Мы именуем его пpисущим ему именем АБРАКСАС. Он еще более неопpеделим, чем Бог и Дьявол.
Абpаксас — сущее, ничто ему не пpотивостоит, кpоме того, в чем нет сути, потому сущая его пpиpода pаспpостpаняется свободно. Того, в чем нет сути, — не существует и не пpотивостоит.
…Абpаксас есть Бог, коего мудpено pаспознать. Он имеет наибольшую часть, ибо она незpима для человека. От Солнца зpит человек высшее благо, от Дьявола — беспpедельное зло, от Абpаксаса же непpеодолимую ни в коей меpе жизнь, каковая есть мать добpого и дуpного».
Г. Гессе «Демиан» (1919):
«Демиан сказал тогда, что у нас хоть и есть Бог, которого мы чтим, но он представляет лишь произвольно отделенную половину мира (это был официальный, дозволенный, „светлый мир“). А чтить надо уметь весь мир, поэтому нужно либо иметь Бога, который был бы также и дьяволом, либо учредить наряду с богослужением и служение дьяволу… И вот, значит, Абраксас был богом, который был и богом, и дьяволом».