Из сериала «Папины дочки»:
«Маша: Галина Сергеевна у нас собака, а Женька — петух.
Женя: Что? Какой петух? Сейчас как дам!
Маша: Спокойно, ну вот, пожалуйста, типичный петух!».
Анекдоты
Попал как-то здоровый сельский парень на «зону» и решил сразу завоевать авторитет. Зашёл в барак и как заорёт:
— Ша!.. Всем встать!
Все встали, а один мужик так и лежит под нарами. Парень подходит к нему:
— А ты почему не встаешь?
— А я «петух». Мне не положено…
— А ну, встал! Теперь я здесь «петух»!
Приходит мать навестить сына в тюрьму.
Выходит здоровый зэк и спрашивает: «Слышь, мать, тебе кого?»
Мать: «Мне Васю».
Зэк: «А, этого петуха, что ли?»
Мать: «Вот же, и здесь, проказник, дерётся!»Реклама
Почему на «зоне» прижилось слово «петух», а не более адекватное «курица» — непонятно. Если бы кто-то попробовал «домогаться» к настоящему петуху, то очень скоро бы об этом пожалел…
Посмотрите на этого красавца в его естественной среде обитания — птичьем дворе. Ведь он — воплощение целого букета мужских достоинств. В своём коллективе он и «пахан», и Султан, и мачо.
Это видно уже по внешнему облику — высокому алому гребню (знаменитая причёска стиляг — «кок» — переводится с английского, как «петух»), пышному воротнику и роскошному разноцветному хвосту.
Японцы даже умудрились вывести декоративную породу феникс, у которой хвост достигает длины от 3 до 7 метров! Раньше особо длиннохвостого феникса обязательно сопровождал мальчик-«паж», несущий перьевой «шлейф» в руках или намотанным на палку.
Иван Анохин, птицевод XIX в.:
«Чувство восхищения к красоте наших пернатых друзей притупилось в нас вследствие постоянного их созерцания, но если бы мы увидели петуха в первый раз в жизни, удивлению нашему при виде его блестящих перьев, бодрости и силы его движений и его рыцарского нрава не было бы границ».
Горделивая красота петуха отразилась и в нашей речи. Например, «гамбургским петухом» называли разряженного пижона и зазнайку, а глагол «петушиться» означал «хвастаться, чваниться, красоваться».
С «мужской» потенцией у петуха тоже полный порядок. За день он может спариться с 20 курами. Несмотря на то что ухаживание начинается с ритуального танца (петух кружит вокруг курицы, опустив одно крыло), сам процесс выглядит для нас грубовато. Поэтому принято говорить, что петух кур «топчет».
Анекдоты
Грузин продает на рынке петуха. Подходит покупатель.
— А он кур топчет?
— Вай, дарагой! Кур топчет, гусей топчет, овец, свиней топчет…
— Какой хороший петух! Зачем же продаешь?
— На жену стал заглядываться.
— Что думает курица, убегающая от петуха?
«Не слишком ли быстро я бегу?»
— Что думает молодой петух, бегущий за курицей?
«Ну догоню, а дальше что делать буду?»
— А что думает старый петух, бегущий за курицей?Реклама
«Не догоню, так согреюсь».
Не удивительно, что с давних времён петух часто изображался символом похоти и мужского начала.
Помню, как в гостях случайно столкнулся с одним канадцем. Жалкие потуги пообщаться с ним на английском привели к тому, что после слова «cock» (петух) он почему-то начал смеяться. Оказалось, что это слово имеет и другое значение — так на сленге называют мужской детородный орган.
А на свадебной процессии у венгров и южных славян жених нередко шествовал, держа в руках живого петуха или его изображение.
Как образцовый патриарх петух блюдёт в своём коллективе строгую иерархию. И не дай Бог, если на птичий двор забредёт чужак…
Сегодня петухи и куры ценятся, прежде всего, как поставщики нежного вкусного мяса и яиц. В XVI веке французский король Генрих IV произнёс знаменитую фразу: «Если Бог продлит мне веку, то я доведу дело до того, чтобы в моем королевстве не осталось ни одного крестьянина, который не имел бы курицы в своем горшке». После чего выражение «курица в горшке» стало некой метафорой общественного благосостояния.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дворянская хандра»:
«…я воспитан в традициях красивых линий. Вместе с Генрихом IV я охотно желаю всем и каждому курицу в супе, но именно курицу, а не ржаной хлеб, хотя бы и без примеси лебеды».
Поэтому, думаю, многих удивит тот факт, что одомашнивать эту птицу стали вовсе не из-за гастрономических качеств. Произошло это событие в Индии и Юго-Восточной Азии в III-II тысячелетии до н. э. (некоторые отодвигают его ещё раньше — в пятое-восьмое тысячелетии до н.э.). В этих местах по сей день обитает банкивский петух — дикий предок всех домашних кур.
Банкивские куры в год откладывали всего 8−12 яиц. Чтобы повысить их продуктивность, понадобились долгие века селекции. Поэтому поначалу людей прельстили другие достоинства этой птицы — во-первых, звонкий голос (о нём мы поговорим попозже), во-вторых, чрезмерная драчливость.
Считается, что первыми петушиные бои стали устраивать персы, а уж потом заразили этой забавой прочих азиатов и европейцев (у греков петух поначалу так и назывался «персидская птица»).
Широко известна легенда о греческом полководце Фемистокле, который вёл свои войска на сражение с персами и увидел на обочине двух петухов, дерущихся не на жизнь, а на смерть. Фемистокл указал на птиц солдатам и произнёс:
«Эти птицы дерутся не за богов Эллады и не за своих предков. Но при чём тут слава, и свобода, и оставшиеся дома дети? Им нужна лишь сама победа, и один из них станет победителем».
Вдохновлённые этим примером греки победили, а полководец с тех пор ввёл в Греции традицию ежегодных петушиных боёв — в образовательных целях.
Так что в большинстве стран петухи — это символ отваги, а вовсе не то, что принято на наших «зонах». Своих лучших полководцев арабские писатели наделяли «храбростью петуха», а среди чеченских пословиц можно встретить такую: «Чем жить курицей, лучше умереть петухом». Блаженного Августина петушиные бои не только восхищали, но и наводили на глубокие мысли.
Августин Аврелий «О порядке»:
«…перед самыми дверьми мы увидели петухов, вступивших в чрезвычайно жаркий бой. Ведь на чем только не останавливаются, где только не бродят взоры любителей в ожидании, когда подаст им знак красота разума, распоряжающегося и управляющего всем ведомо и неведомо, та красота, которая влечет к себе жаждущих ее почитателей, где бы и каким бы путем ни повелевала она им искать себя! Так и в этих самых петухах стоило посмотреть на вытянутые вперед головы, на растопыренные на головах и шеях перья, на ожесточенные удары, на предусмотрительные увертки; да и вообще, как в каждом движении этих лишенных разума тварей не было ничего некрасивого, поскольку всем управлял иной разум, свыше».Реклама
Особым комплиментом слово «петух» будет для француза. Дело в том, что когда-то на территории будущей Франции жили кельтские племена, доставлявшие много беспокойств римлянам, пока их немного не утихомирил Юлий Цезарь. Вот римляне и прозвали их «галлами» (лат. «gallus» — петух) — то ли за боевой задор, то ли за рыжие хохлы волос.
В общем прозвище было необидное, поэтому мнящие себя наследниками галлов французы сделали «галльского петуха» национальным символом, а со времён Великой Французской революции даже стали чеканить на монетах.
Достаточно взглянуть на карикатуры времён Первой мировой войны, где галльский петух клюёт германского орла.
Но вернёмся к петушиным боям. Бойцовского петуха нетрудно отличить от прочих пород. Главное его оружие — ноги — очень высоки и мускулисты, а вот уязвимый гребень, наоборот — укорочен.
Г. Гарсиа Маркес «Полковнику никто не пишет»:
— Что они говорят? — спросила жена.
— Они в восторге. Уже откладывают деньги, чтобы поставить на петуха.
— Не знаю, что они нашли в этом ужасном петухе, — сказала женщина. — Настоящий урод: голова слишком маленькая для таких ног.
— Они говорят, что это лучший петух в округе, — возразил полковник. — Стоит не меньше пятидесяти песо.
Как и любого спортсмена, петуха тщательно готовят. Кормят мясом, постоянно дразнят перчаткой, часами держат привязанным на палящем солнце (говорят, сегодня даже беговые дорожки для них есть)… Кроме того, перед боем петуху подрезали перья (чтобы не перегревался), а на ноги надевали металлические шпоры. Находились даже умники, которые смазывали своему бойцу шею салом и натирали перцем.
Забава эта чрезвычайно жестокая. Если бой вовремя не остановить, шансов выжить у проигравшего нет (впрочем, от ран может скончаться и победитель). В Англии были даже массовые разновидности петушиных боёв. В т.н. «королевской битве» одновременно участвовало несколько птиц, сражающихся до тех пор, пока в живых не останется одна. В «уэлльском бою» начинали участвовать 8 пар. Затем из победителей формировали 4 пары, потом — две, и так, пока снова не останется один петух.
Существует даже версия, что слово «коктейль» произошло от обычая англичан после петушиного боя пить напиток, смешанный из стольких ингредиентов, сколько перьев осталось в хвосте победившего петуха (cock — «петух» + tail — «хвост»).
Было в Британии и такое развлечение, как «кидание в петуха» — когда в привязанную птицу толпа метала палки. Остряки шутили, что таким образом англичане вымещали злость на национальном символе их давних противников — французов…
Шли годы, общество становилось гуманнее, и петушиные бои стали запрещать (в Англии это сделала в 1840 году королева Виктория). Однако забава до сих пор весьма популярна в Юго-Восточной Азии и странах Латинской Америки. Правда, бои обычно уже не столь жестоки — сражение прекращают, если один из петухов трижды сбегает с арены или получает серьёзную травму. А ведь раньше побеждённую птицу, как правило, съедали (говорят, мясо у бойцовских пород отменное).
В. Хлебников:
Наш кочень очень озабочен:
Нож отточен, точен очень!
Кстати, когда дело касается куриного мяса или яиц, люди забывают о жалости. Несмотря на то что условия содержания бройлеров или несушек в инкубаторах по-своему не менее жестокие, чем любой петушиный бой.