Например, в начале XVIII века эти хищники в изобилии водились на юге Азербайджана. В 1883 году жители Средней Азии просили целый российский Туркестанский батальон устроить облаву на тигров, появившихся между Ташкентом и Чиназом. А в 1920-х годах ещё платили премии за убийство тигра… в Казахстане.
Однако деятельность человека (охота, изведение лесов и диких копытных) изрядно сократила тигриное поголовье, а некоторые виды и вовсе исчезли. Сначала — в 1939 году — исчез балийский тигр. К 1968 г. люди перестали встречать туранского тигра — того самого, что водился в Закавказье и Средней Азии. В 1979 году был истреблён яванский вид. Даже в Индии с начала ХХ века по 1972 год поголовье тигров сократилось в 20 раз.
Среди британских колонизаторов охота на тигра зачастую была этаким мужским спортом. Хищника преследовали верхом на слонах или ловили, как рыбу — на живца.
А. Конан Дойл «Пустой дом»:
— Меня удивляет, что моя несложная выдумка могла обмануть такого опытного охотника, — продолжал Холмс. — Для вас она не должна быть новинкой. Разве вам не приходилось привязывать под деревом козленка и, притаившись в ветвях с карабином, ждать, пока тигр не придёт на приманку?Реклама
Этот пустой дом — мое дерево, а вы — мой тигр. Думаю, что иногда вам случалось иметь в резерве других стрелков на случай, если бы вдруг явилось несколько тигров, или же на тот маловероятный случай, если бы вы промахнулись. Эти господа, — он показал на нас, — мои запасные стрелки. Моё сравнение точно, не так ли?
А вот китайцы и корейцы зачастую охотились на тигров не только ради безопасности и охотничьего азарта. Дело в том, что в этих странах из тигра готовили самые разные «целебные» препараты — например, толкли кости и делали из них «напиток храбрости» (аки Гудвин из Изумрудного Города). Когда в Китае и Корее тигров проредили, то их стали закупать у охотников Дальнего Востока. При этом тушу поставляли неразделанную, ведь в дело шло всё — усы, сердце, мясо, желчь…
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Опомнились люди лишь к середине XX века. В СССР охота на тигра была официально запрещена в 1947 году. В 1971 году подобный запрет был наложен в Индии, Непале и Бангладеше. В Китае за убийство исчезающего вида южнокитайского тигра вообще ввели смертную казнь.
Анекдот:
Амурские тигры — их осталось всего 30 штук. Переведите деньги в фонд помощи животным! Амурские тигры — их осталось всего 29 штук. Мы будем убивать по одному тигру, пока вы не переведете деньги.
Хотя тигров в Азии регулярно истребляли, местные жители издавна относились к «владыке джунглей» с уважением и трепетом.
Недаром хищник стал третьим из 12 знаков восточного гороскопа. Кроме того, в китайской и корейской мифологии Белого Тигра (Бай Ху) считали воплощением солнечной силы Ян и «Стражем Запада», противопоставляя Синему Дракону (Цин Лун) — символу тёмной силы Инь и Востока (борьба этих животных — частый сюжет в Восточном искусстве). О Западе и Востоке идёт речь и в песне Бориса Гребенщикова «Иван Бодхидхарма»:
И белый тигр молчит,
И синий дракон поёт…
Вообще азиатская символика тигра очень разнообразна. Одни считали его хранителем урожая, другие — богом гор и пещер, третьи — воплощением воинской доблести, четвёртые — символом здоровья, способном отгонять болезни и злых духов.
В Корее тигрёнок Харди стал талисманом Летних Олимпийских игр 1988 года.
Изображение тигра можно видеть и на государственных символах: например, на гербе Малайзии, а также гербах Приморского и Хабаровского края России.
А вот с гербом Иркутска вышел забавный казус. Там тоже планировали изобразить тигра, при этом ещё и несущего в зубах соболя. Однако во времена Александра II в официальном описании герба чиновник принял слово «бабр» (сибирское название тигра) за ошибку и переправил на «бобр», не задумавшись — с чего это бобры стали хватать соболей? В итоге на гербе пришлось нарисовать странного чёрного зверя с большим хвостом и перепончатыми задними лапами…
Многие азиатские народы, встречаясь с тигром, исполняли своеобразные почтительные ритуалы. Например, туркмены и узбеки кланялись хищнику и говорили ему добрые слова (считалось, что тигр понимает человеческий язык). Называть тигра настоящим именем считалось дурной приметой. А корейские охотники предпочитали во время охоты на тигров вообще не разговаривать.
В. Арсеньев «По Уссурийскому краю»:
«Дерсу остановился и, оборотившись лицом в ту сторону, куда скрылся тигр, закричал громким голосом, в котором я заметил нотки негодования:
— Что ходишь сзади… Что нужно тебе, амба? Что ты хочешь? Наша дорога ходи, тебе мешай нету. Как твоя сзади ходи? Неужели в тайге места мало?
Он потрясал в воздухе своей винтовкой. В таком возбуждённом состоянии я никогда его не видывал. В глазах Дерсу была видна глубокая вера в то, что тигр, амба, слышит и понимает его слова. Он был уверен, что тигр или примет вызов, или оставит нас в покое и уйдёт в другое место. Прождав минут пять, старик облегчённо вздохнул, затем закурил свою трубку и, взбросив винтовку на плечо, уверенно пошёл дальше по тропинке. Лицо его снова стало равнодушно-сосредоточенным. Он „устыдил“ тигра и заставил его удалиться.Реклама
…Всю дорогу мы шли молча. У каждого из нас были свои думы, свои воспоминания. Жаль мне было, что я не увидел тигра. Эту мысль я вслух высказал своему спутнику.
— О, нет! — ответил Дерсу. — Его худо посмотри. Наша так говори. Такой люди, который никогда амба посмотри нету, — счастливый. Его всегда хорошо живи.
Дерсу глубоко вздохнул, помолчал немного и продолжал:
— Моя много амба посмотри. Один раз напрасно его стреляй. Теперь моя шибко боится. Однако моя когда-нибудь худо будет!».
Кстати, «амба» («великий», «большой») — это тоже эвфемизм, заменяющий у маньчжуров и тунгусов настоящее имя тигра — «таск».
Что касается привычного нам названия этого хищника, то учёные считают, что оно произошло от древнегреческого «tigris», а то, в свою очередь, от персидского слова «tigri», содержащего корень «taig» («острый», «быстрый»).
Трактовки образа тигра в европейской культуре сильно варьируют — от жестокого «беспредельщика» Шерхана из сказок Киплинга про Маугли до чрезмерно добродушного Тигры из сказок Милна о Винни Пухе.
А. Милн «Винни Пух и все-все-все»:
«По дороге Тигра рассказывал Ру обо всём, что умеют делать Тигры.
— А летать они умеют? — спросил Ру.
— Тигры-то? — сказал Тигра. — Летать? Тоже спросил! Они знаешь как летают! …Только они не хотят.
— А почему они не хотят?
— Ну, им это почему-то не нравится».