Взять хотя бы русские народные сказки, где этот зверь выглядит довольно страшным («Медведь Липовая нога»), но при этом не шибко умным (например, пытается залезть в маленький теремок). Провести его способны не только Лиса («Кот и лиса») и крестьянин («Вершки и корешки»), но даже маленькая девочка («Маша и медведь»).
Кроме того, словечком «медведь» называли неуклюжего или грубого человека. Например, в стихотворении Н. Некрасова «Генерал Топтыгин» медведя приняли за генерала.
Н. Некрасова «Генерал Топтыгин»:
…Хочет барину помочь
Юркий старичишка;
Тут во всю медвежью мочь
Заревел наш мишка!
И смотритель отскочил:
«Господи, помилуй!
Сорок лет я прослужил
Верой, правдой, силой;
Много видел на тракту
Генералов строгих,
Нет ребра, зубов во рту
Не хватает многих,
А такого не видал,
Господи Исусе!
Небывалый генерал,
Видно, в новом вкусе!.."
Или взять неотёсанного помещика из пьесы А. Чехова «Медведь», по которой в 1938 году был снят одноименный фильм:
«П о п о в а. Вы мужик! Грубый медведь! Бурбон! Монстр!
С м и р н о в. Как? Что вы сказали?
П о п о в а. Я сказала, что вы медведь, монстр!
С м и р н о в (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?
П о п о в а. Да, оскорбляю… ну, так что же? Вы думаете, я вас боюсь?
С м и р н о в. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру! Стреляться! Пора, наконец, отрешиться от предрассудка, что только одни мужчины обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, чёрт возьми! К барьеру!"
Ну, а самой распространённой сказкой на «медвежью» тему, наверно, является история о трёх медведях, в дом которых нагрянула незваная гостья.
Считается, что популярность этот сюжет приобрёл в 1830-е годы, когда его опубликовал английский поэт Роберт Саути. В этом переложении незваной гостьей была старушка — надо сказать, крайне хулиганистая. Знакомая Саути — Элеанора Мюр — даже довела эту историю до феерического абсурда. В её варианте дело происходит в Риме, поэтому в конце вредная старушка выпрыгивает из окна многоэтажного дома и… натыкается на шпиль Собора Св. Павла!
Лишь в 1850 году, благодаря Джозефу Канделлу, сказка приобретает знакомый нам вид и место старушки занимает маленькая девочка (позже сказку назовут «Златовласка и три медведя»). В России же историю о трёх медведях «раскрутил»
Первый же — откровенно симпатичный — образ медведя появился в 1894 году в «Книге Джунглей» Редьярда Киплинга. Речь, конечно, идёт о Балу — мудром учителе Закона Джунглей и добродушном (хотя и ворчливом) опекуне приёмыша-Маугли.
Р. Киплинг «Охота Каа»:
«- Брось мёртвых нетопырей на мою голову! Дай мне глодать почерневшие кости! Катай меня в сотах диких пчёл, чтобы они до смерти искусали меня, и похорони моё тело вместе с гиеной, потому что я самый несчастный медведь в мире! О, Маугли, Маугли! Зачем я ломал тебе голову, а не предостерёг тебя от Обезьяньего Народа? Может быть, я выбил из его ума заданный ему на сегодня урок, и он останется в джунглях один, позабыв Великие Слова!
Балу прижал лапы к ушам и со стоном покачивался взад и вперёд".
Второй симпатичный сказочный медведь появился спустя 30 лет. Однако своим появлением он обязан не только писателю, но и больной девушке Маргарет Штайфф из немецкого городка Гинген.
Прикованная полиомиелитом к инвалидной коляске, она не пала духом и начала мастерить детские игрушки. Вскоре на них появился спрос, и девушка открыла мастерскую, а затем и целую фабрику под маркой «Steiff». Именно с её конвейера в 1902 году сошёл знаменитый плюшевый мишка, набитый опилками и умеющий двигать лапами. Игрушка получила награду на выставке в Лейпциге, после чего один из родственников Маргарет решил завоевать и американский рынок.
Это ему с успехом удалось. Более того, именно в США мишка получил своё всемирно известное прозвище — Teddy Bear, Медвежонок Тедди, в честь… американского президента Теодора Рузвельта. Почему именно в честь его, до сих пор точно неизвестно.
Одни предполагают, что на свадьбе дочери Рузвельта было множество плюшевых мишек, и они приглянулись президенту. По другой версии — всему виной распиаренная история про то, как во время охоты Рузвельт пожалел загнанного собаками медведя и посчитал неспортивным убивать полумёртвого зверя. Правда, пресса умолчала о том, что медведя в итоге всё-таки пристрелили — чтобы не мучался. Зато раздули умилительную историю, где место взрослого хищника занял медвежонок. Поговаривали также, что медвежонок смягчил сердце бывалого охотника, и после этого президент стал большим защитником природы. Появились даже открытки с Рузвельтом и медвежатами, где последние говорили: «Спасибо, Тедди!»
О популярности плюшевых мишек свидетельствует и тот факт, что после гибели «Титаника» фабрика выпустила специальную серию «траурных» игрушек — чёрного цвета.
Анекдот:
Ты уже не маленький, чтобы спать с плюшевым медведем. Будь мужиком, спи с настоящим!
Свой плюшевый мишка был и у Кристофера Робина — сына английского писателя Александра Алана Милна. Именно этой троице мы должны быть благодарны за появление сказок о Вини Пухе. Впервые этот тугодум, склонный к поэзии, появился в детских стихах Милна. Тогда его ещё звали пышно-ироничным именем Эдуард. Своё же новое имя медвежонок получил, благодаря двум обитателям Лондонского зоропарка — медведице Винни (из канадского Виннипега) и лебедю по прозвищу Пух (на самом деле английское «Pooh» звучит, как «Пю-ю» — имитация выдоха).
С этого момента симпатичные медведи и медвежата просто заполонили книги и экраны. Особенно постарались советские мультипликаторы. Благодаря им, даже взрослые медведи практически избавились от отрицательных черт. Да, эти звери могли быть простодушными и неуклюжими, но по большей части представляли собой спокойных, рассудительных добряков. Нередко сказочный медведь выступал в роли некоего арбитра или заступника слабых и обиженных. Злить его, правда, в любом случае не рекомендовалось.
В следующей статье вы узнаете о том, каков же характер медведя на самом деле…