Недаром многие народы (особенно северные) признавали медведя чуть ли не «братом по разуму», а то и выше. Айны называли его богом гор, остяки — сыном неба, русские охотники — хозяином тайги, а кое-кто и вовсе человеком, обросшим шерстью, который всё понимает, а иногда может даже заговорить. Например, в стихотворении Киплинга «Мировая с медведем» («который ходит, как мы») кашмирский охотник именует его Адам-задом (т.е. «сыном Адама»).
Кроме того, в фольклоре можно встретить немало историй о девушке, которую похищает медведь, чтобы сделать своей женой. Во Франции особенно популярен сюжет о т.н. Жане Медведе, зачатом в этой противоестественной связи. Сочетание медвежьей мощи с человеческим разумом позволяют герою одолеть самого дьявола и в итоге получить в жёны принцессу.
Смягчённые отголоски сюжета похищения девушки медведем можно усмотреть и в нашей сказке про Машу, пенёк и пирожок. А также в легенде про знаменитую крымскую Медведь-гору (или по-татарски — Аю-Даг).
Согласно ей, однажды огромные медведи нашли на берегу моря в обломках корабля маленькую девочку, которую вырастили и полюбили. Особенно нравилось медведям её пение.
Девочка подросла и, в свою очередь, также нашла у прибившейся лодки обессиленного юношу. Когда она его выходила, юноша предложил спасительнице уплыть в мир людей. Они уже отчалили от берега, когда медведи спохватились. Увидев, что их любимица отплывает от берега, они по приказу вожака стали пить море. Море резко обмелело, и тогда девушка запела, упрашивая медведей не ломать ей судьбу. Звери прислушались к мольбам и прекратили пить. Но старый вожак остался лежать в тоске на берегу, пока не окаменел.
И действительно, очертания Аю-Дага напоминают издали склонившегося над водой гигантского медведя…
Немало легенд повествуют и о медведях-оборотнях. При этом в давние времена некоторые воинственные викинги всерьёз считали, что могут «пробудить в себе зверя» — надевали медвежьи шкуры, доводили себя до экстатического опьянения и с рёвом кидались на неприятеля, не испытывая ни страха, ни боли. Таких воинов называли берсерками.
Содержащийся в названии корень «бер» («бурый», как называли медведя) можно встретить и в других словах: Bear («медведь» по-английски), Bjorn («медведь» в скандинавских языках), Берн (столица Швейцарии), берлога (т.е. «логово бера»).
Д.
«- Если хотите знать больше, могу сказать, что его зовут Беорн. Он очень сильный и меняет шкуры.
— Что? Скорняк? Который делает кролика «под котик», если из него плохо получается белка? — спросил Бильбо.
— Силы небесные! Да нет же, нет, нет, нет! — сказал Гэндальф. — Постарайтесь поумнеть, господин Торбинс, и ради всех чудес не упоминайте слово «скорняк» в пределах сотни миль от его дома. А также не советую вам произносить такие слова, как «мех, меховой воротник, шуба, палантин, муфта»… и тому подобное! Он — Оборотень, он меняет шкуру. Он становится то огромным чёрным медведем, то громадным черноволосым человеком с большими руками и пышной бородой".
Об уважении северных народов к медведю свидетельствуют и множество табу, связанных с охотой на этого зверя. Допустим, убив медведя, охотник обязательно перед ним извинялся и хоронил его костяк. Буряту запрещалось убивать за жизнь более 99 медведей, эвенку — более 60.
О медведе не разрешалось говорить плохо и даже называть «настоящим» именем. Например, русское слово «медведь» (т.е. «ведающий, где мёд») — это эвфемизм, применявшийся как замена засекреченному (а потому забытому) имени. То же касается и героя древнеанглийского эпоса — Беовульфа, чьё имя по существу означало «медведь», но дословно переводилось, как «пчелиный волк».
Хотя русское название зверя не имело никакого отношения к библейскому имени «Михаил», сходство этих слов привело к тому, что медведя стали частенько звать или уважительно — «Михайло Ивановичем Топтыгиным», или уменьшительно — «Миша, Мишка».
Что касается древнегреческих мифов о превращении людей в медведей, то они до сих пор «отпечатаны» на ночном небосклоне в виде двух созвездий — Большой и Малой Медведиц.
Отыскать среди звёздной россыпи Большую Медведицу легко может любой человек — даже не сведущий в астрономии. Правда, знаменитое сочетание из семи звёзд, скорее, напоминает ковш с ручкой или воз с оглоблей, нежели зверя. Недаром художникам приходится изображать звёздную медведицу то с длинной шеей (характерной больше для белого медведя), то с длинным хвостом, которого у медведей вовсе нет.
Цезарь Германик (15 г. до н.э. — 19 г. н.э.) «Явления»:
Греки их «Аркты» зовут, «Медведицы» — мы называем
Или «Возы», ибо их очертанья с повозкою сходны —
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиною…
Если верить легенде, Большая Медведица попала на небо так.
Жила-была в Аркадии девушка Каллисто — дочь местного царя Ликаона, которая любила охотиться с богиней Артемидой. Артемида была убеждённой девственницей. Поэтому, когда узнала, что её подругу соблазнил папаша Зевс, не на шутку рассвирепела и превратила Каллисто в медведицу. Спустя время медведица родила сына Аркада — вполне человекообразного.
Несмотря на все эти метаморфозы, Ликаон приютил дочку с внуком в своём дворце. Но однажды медведица-Каллисто случайно забрела в заповедный храм Зевса, чем разгневала присутствующих. Толпа погналась за зверем, а возглавлял погоню не кто иной, как… Аркад. Видя, что сейчас сын прольёт кровь родной матери, Зевс недолго думая превратил их в созвездия. Каллисто стала Большой Медведицей, Аркад — Волопасом, а его охотничьи собаки превратились в созвездие Гончих Псов. Все они расположены на звёздном небе рядышком, а название главной звезды Волопаса — Арктур — так и переводится «Страж Медведицы».
Что касается Малой Медведицы, то греки считали её собакой Каллисто и в данном случае длинный «хвост» вполне логичен. Но даже в облике созвездий несчастные герои не обрели покоя. Ревнивая супруга Зевса — Гера — запретила им покидать небо и «отдыхать в море». Поэтому Медведиц вы можете наблюдать в любое время года.
Франческо Петрарка:
Уже заря румянила восток,
А свет звезды, что немила Юноне, (Юнона — римский аналог Геры — С.К.)
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далёк…
Более того — кончик «хвоста» Малой Медведицы оказался прочно «прибит» к небосводу. Конечно, я имею в виду Полярную Звезду — единственное светило, никогда не меняющее положения, в то время, как остальные звёзды вращаются вокруг неё. Данный факт издавна радовал моряков, которые до появления компаса неизменно полагались на этот незыблемый северный ориентир.
Гомер «Одиссея»:
Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался
Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота (т.е. Волопаса — С.К.), с Медведицы, в людях еще колесницы
Имя носящей, и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах Океана.
С него богиня богинь повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку…