Рыбкам — всё равно: были бы вода, воздух, еда и обогреватель. Птички терпят, но некоторые пытаются улететь. Несчастные рептилии — заложники человеческого тщеславия: змеи, черепахи, ящерицы и бедные крокодилы мучаются в городских квартирах. Кроликам, морским свинкам, хомячкам, шиншиллам и крысам в общем-то, без разницы, хотя и они с удовольствием удирают из своих клеток и коробок на волю. Воля — она и есть воля! Каждый зверь хочет туда попасть.
В нашем городе набирает скорость увлечение ещё одной живой игрушкой — фретками, одомашненными хорьками. Нельзя ничего плохого сказать о более чем пятистах владельцах зарегистрированных хорьков. Они раз в полгода привозят своих красавцев к доктору на осмотр, делают им прививки, кормят специальными кормами. Но другие покупают хорьков, руководствуясь модой и забывая об ответственности.
Зимой можно увидеть идущую по магазину даму в норковом манто. Дама вместо левретки держит на руках хорька. Ещё бы — такой элегантный зверёк, привлекающий внимание, с глазками-бусинками, весёлый, шустрый, совсем ручной и контрастирующий с цветом манто! Но, скажите, какой нормальный собаковладелец наденет шапку из собачьей шкуры? А кошатник сгинет от холода, но к шапке, скроенной из кота-бедолаги, не прикоснётся. Даме не приходит в голову, что на её манто пошло 40 родственников её «любимца». Значит, заведён хорёк из моды, а откусит он ей маникюр — она его вышвырнет, не задумываясь.
Хорёк — зверь из породы куньих. Он — свирепый и безжалостный маленький лесной хищник. Люди много веков пытались приручать это животное. Подтверждают это и античные тексты и картины европейских художников. Например, горностая с картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» недавно идентифицировали как хорька-альбиноса — фуро. Удалось одомашнить хорьков только в 20 веке, но порода сохранила черты диких предков. Иногда фреток называют хонориками, но это неправильное название. Хонорик — гибрид хорька и норки, больше похожий на норку, животное, ранее разводимое из-за меха.
Окрас блестящей с ворсинками шкуры фреток — от чисто белого через все оттенки бежевого и коричневого цвета до почти чёрного. Содержать фретку сложнее, чем, например, породистую кошку. Кроме специального корма и натурального мяса, она ничего не должна есть. Убирать за ней надо, как за кошкой, нужно купать и стричь ей когти. Обязательны вакцинации и регулярные прививки от чумки и бешенства.
Как и всякая искусственно выведенная порода, фретки имеют букет разнообразных заболеваний (до конца не изученных), поэтому их надо показывать врачу раз в полгода. Если не заниматься разведением фреток, их надо ОБЯЗАТЕЛЬНО кастрировать и стерилизовать. Необработанные самцы пропитают своим запахом всю квартиру. А самочка без спаривания не выдерживает физиологического стресса и гибнет. Кроме того, фретке надо двигаться: 2−3 часа игр дома, но под присмотром (она грызёт и заглатывает разные малосъедобные вещи), и прогулка на травке или по снегу. С другими животными фретку лучше не держать: кошке и маленькой собачке она не даст покоя.
И две интересные особенности. Фретка может заразиться от человека гриппом и соответственно заразить его. А ещё, фретка — родственница скунса. Дикий хорёк пахуч. Недаром слово «хорь» произошло от старо-славянского «дъхорь» — «пахнущий зверь» (производное от «дъхнути» — «пахнуть»). Фретка в быту слегка пахнет мускусом, но испуганный или возбуждённый зверёк может устроить в доме «ароматический теракт».
Люди покупают хорьков как хорошенькую игрушку, а потом сталкиваются со всеми перечисленными заботами. Не имеющие совести — выбрасывают зверьков на улицу или увозят за город. Иногда хорьки, звери свободолюбивые, сбегают сами: перегрызают острыми зубами пластмассовую клетку или шлёвку на прогулке и — на волю! Но, хоть воля и прекрасна, фретки, не умеющие охотиться, на воле погибают. Поэтому в Москве и Питере недавно открыли приюты, собирающие бесхозных хорьков. Туда и совестливые хозяева приносят своих животных, поняв, что не справляются с ними.
Поэтому, если кому-то очень захочется иметь в своём доме хорька, пусть подумает двадцать раз: сможет ли он создать животному условия для здоровой жизни, достаточно ли у него денег и времени на его содержание и сможет ли он полюбить его, как родного? Если нет, пусть купит себе игрушечного хорька. Или слона. Или крокодила. Тогда и живое существо не пострадает, и забот не прибавится, и совесть останется чистой.