Кстати, само название «лисица» имеет прямое отношение к такому старинному прилагательному, как «лисый», которое означало «желтоватый» (от него же своё название получили и жёлтые грибы — лисички).
Из-за «пламенного» окраса лисиц часто связывали со стихией огня. Известно, что древние римляне во время праздника Цереры устраивали странные ритуалы: привязывали к лисьим хвостам горящие факелы и гоняли несчастных животных по полям, ожидая, что это защитит будущие посевы от пожаров.
А вот библейский Самсон проделал тот же трюк с другой целью, использовав лисиц против ненавистных филистимлян.
Книга Судей 15:4−5:
«И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные».
Связь огня с лисой напрямую просматривается и в названии интернет-браузера «Firefox». Но, оказывается, создатели браузера подразумевают здесь вовсе не лису, а другого зверька — малую панду из семейства енотовых («огненная лисица» — её китайское прозвище).
Ещё более запутана история с названием танца «фокстрот»
Но вернёмся к лисьей шкурке. Не секрет, что расцветка лисицы не ограничивается «горячей» гаммой. Кроме лис-«огнёвок», есть лисы-«сиводушки» (в чёрно-рыжей гамме) и наиболее ценные — чернобурки.
Тут надо сказать, что лисий мех — далеко не самый дорогой на фоне других пушных зверей. Во-первых, по причине широкой распространённости лисицы, во-вторых, потому что он не очень ноский (максимум — 5 сезонов). Из достоинств лисьего меха стоит отметить красивый натуральный цвет, который не требует дополнительной подкраски, а также отличную морозоустойчивость (недаром на холоде шкурка становится только пушистей и краше).
Говорят, сейчас мех лисицы не особо моден. Последний всплеск моды на лисьи шубки, воротники и шапки наблюдался в 1930−40-е годы — во многом благодаря кинозвезде Марлен Дитрих. Ну, а лично мне, в первую очередь, вспоминается лисья горжетка пьяной «женщины-математика» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»…
На лисиц охотились не только ради меха или чтобы отомстить за убиенных кур, но и просто так — ради спортивного азарта. Из литературы и фильмов мы знаем, что «охота на лис» для английских аристократов — это такое же традиционное развлечение, как устройство ярмарок или игра в гольф.
Считают, что рождение этой традиции можно отсчитывать с конца XIII века, когда король Эдуард I ввёл специальную должность лисьего егеря. Поначалу лис просто травили в норах с помощью терьеров, а уже потом превратили охоту в настоящую коллективную погоню с целой сворой гончих собак — грейхаундов. Происходило это обычно осенью и зимой, когда яркая шкурка зверя особенно заметна на фоне голых полей.
Особую популярность охота на лис приобрела в XVII веке. Оленей к тому времени в Британии осталось совсем мало, и феодалы переключились на новую жертву. Мероприятие напоминало праздник со множеством ритуалов и обязательной формой: чёрная жокейская шапочка, красный фрак, белые лосины и чёрные ботфорты со шпорами. В охоте на животных принимали участие даже дамы — все в чёрных цилиндрах с вуалями.
Победителем считался тот, кому удавалось первым вырвать у настигнувших жертву собак кусочек лисьей шкуры. Если же лисе удавалось уйти, праздник считался испорченным и аристократы надолго впадали в уныние.
Лишь в 2002—2005 годах голоса противников жестокой забавы обрели достаточную силу, чтобы «охота на лис» была в Британии запрещена. Что, разумеется, вызвало у консервативной элиты бурю возмущения — мол, вы же убиваете национальную традицию!
Ну, а пока суд да дело, название «охота на лис» уже давненько прижилось в других — совершенно бескровных — спортивных состязаниях по радиолокации, цель которых — найти (запеленговать) спрятанные в лесу радиопередатчики.
Надо сказать, что в старые времена были развлечения и похлеще, чем обычная охотничья травля. Например, забава
Ну, и напоследок хотелось бы вспомнить одну охотничью байку про лисиц. Мол, есть у этих зверей специальная железа, благодаря которой они пахнут… фиалками. Когда бегущая лисица устаёт, она вдыхает этот чудный запах и «вдохновлённая» бежит дальше с новыми силами.
Такая железа на самом деле есть, но служит она не для поддержки тонуса, а для привлечения полового партнёра. Чтобы через полтора месяца в укромной норе на свет появились от четырёх до дюжины милых лисят. Кстати, располагается «фиалковая» железа на хвосте не снизу, а сверху — почти у самого корня.
Игорь Акимушкин «Причуды природы»:
«Михаил Пришвин рассказывает: подстрелили они на охоте лису. …И принялись охотники нюхать у лисицы под хвостом, но фиалок не унюхали, а совсем наоборот…
Проезжали мимо мужики в санях и кричат им:
— Эх, охотники, не там вы нюхали!"