И тут сразу появляются размышления об интеллекте животных. Точнее, о наличии у них способностей к анализу и к выводам. А здесь уже рукой подать до «крамольной» мысли на тот счет, что животные умеют рассуждать. Пусть даже в элементарной форме. Однако есть примеры, над которыми стоит задуматься.
Коль речь начали с лисы, то резонно будет и примеры с нее начать. Самый, пожалуй, известный: голодная лиса притворяется мертвой. Любопытные вороны постепенно приближаются к ней. Подпустив птиц совсем близко, «мертвая» лиса мгновенно оживает и ловит одну из ворон — обед есть! Такой навык к охоте с рождения не дается. Ясно, что он приобретен не от хорошей жизни. Но ведь лису никто не учил специально. Значит, она своим умом дошла до такой хитрости.
Другой известный пример: во время охоты волки делятся на группы. Есть «загонщики» и есть «ловцы», на которых будет направлена добыча. Понятно, что и здесь хитрость. И она тоже волкам с рождения не дается. До этой хитрости они дошли своим умом.
Впрочем, голод способен обострить ум любому зверю. А вот как понять то, когда животные хитрят по другим причинам, где о пище и речи нет?
Вспоминается такой случай, рассказанный жокеем. Его лошадь стала отказываться от участия в соревнованиях. Когда ее выводили на скачки, она неожиданно начинала хромать, а потом и вовсе ложилась. При осмотре ветеринаром никаких повреждений у лошади не было обнаружено. Жокей заподозрил, что она специально хитрит и симулирует болезнь. Чтобы «излечить» ее от хитрости, применили следующее средство. Вывели на площадку в жаркий день, включили в репродукторе музыку, которая обычно играла перед соревнованиями. Как и ожидалось, лошадь захромала и потом легла. Жокей тут же привязал ее голову к одной из передних ног так, чтобы она не могла подняться. «Лечение» длилось несколько часов. И пошло на пользу — хитрить лошадь перестала.
Ученых тоже давно заинтересовал вопрос, способны ли животные хитрить или даже врать? Американский биолог Брендон Уиллер в эксперименте с бурыми капуцинами установил, что отдельные обезьянки могут врать. Недалеко от стаи клали в траве банан и уходили. Капуцины спускались с деревьев. В какой-то момент один из них подавал тревожный сигнал, характерный для сообщения о приближающемся хищнике. Капуцины тут же залезали на деревья, а подавший сигнал хватал банан и ел. Эксперимент повторили несколько раз с прежним эффектом: тот же самый капуцин успешно дурил сородичей.
В газете «Нью-Йорк таймс» несколько лет назад было напечатано интервью со Стивеном Новики — одним из авторов нашумевшей в США книги «Эволюция общения животных». Стивен считает, что зачатки разума имеются практически у всех млекопитающих животных. А способности хитрить приобретаются ими точно так же, как у человека — на основе анализа событий.
Фантастика? Можно ли представить себе, что собака или кошка сознательно анализируют происходящее и запоминают, что и когда помогло им в жизни, чтобы потом «спроектировать» ту же самую ситуацию снова? Момент спорный и в какой-то мере даже некорректный с постановкой. Но вы посмотрите в Сети ролики, где кошки открывают сложно закрытые для них двери холодильников, чтобы достать чего-либо поесть! А хитрость в том, что они дверцу закрывают обратно. Это для того, чтобы хозяева не поняли, куда исчез кусок колбасы?
У собак тоже свои хитрости. Рассказал друг. Он купил таксу в дополнение к уже имеющейся в доме крупной собаке. Пес сразу сообразил, что появился конкурент по части пищи, сильно укусил таксу. Дождавшись, когда пес уснет, такса подошла и укусила обидчика за хвост, быстро спряталась. Ошалевший от неожиданности и боли пес взлетел вверх, но обидчицу не увидел, снова уснул. Такса повторила прием. С тем же результатом. И делала так весь день. В итоге довела кобеля до такого состояния, что он стал бояться заснуть.
Хитрость — явление широко распространенное среди людей. Но, оказывается, не только у людей, а и у братьев наших меньших ее предостаточно.