До сих пор неизвестно, каким образом появился восточный календарь. Сами китайцы передают из поколения в поколение две легенды. По первой: на зов Будды, завершающего земную жизнь, пришли двенадцать зверей. По второй: крыса по поручению императора позвала к себе именно столько зверей. В их числе была и коза.
В мире очень много пород коз. Специалистами они делятся на группы по продуктивности: шерстные, молочные, мясные и комбинированные козы. Группы, в свою очередь, подразделяются на типы. Это: ангорские козы, кашгорские, кашмирские и так далее. И лишь после этого идет уже перечень самих пород. А их немало: мараш, таджикская, горно-алтайская, узбекская, сойхан, оренбургская, зааненская, мегрельская, сирийская, камерунская, нубийская, бурская…
Обо всех породах подробно не рассказать. В качестве примера — сведения о зааненской молочной козе, широко распространенной в Европе и Азии. Выведена эта коза в долине Зааненталь (Швейцария) и отличается рекордной продуктивностью — дает до трех тысяч литров молока в год. От 100 коз получают в среднем 180−250 козлят! Молоко зааненских коз очень высоко ценится медиками при лечении многих заболеваний.
Словом, это животное вполне заслуживает памятник. Поставлен ли он где-либо данной козе на планете — не знаю. Но зато знаю, что есть памятник не менее знаменитой (чем зааненская) донской пуховой козе.
Чем же она знаменита? А вот чем.
Это — единственная в мире порода коз, дающих самый тонкий и самый длинный пух с необыкновенно красивым голубовато-синим оттенком. Длина пуховых волокон — до 10 сантиметров! Толщина волокна — 19 микрон! Средний начес пуха — 1,5 килограмма, рекордный — 2 килограмма. В свое время донских коз вывозили для разведения в Астраханскую, Пензенскую области, в Башкирию, Читинскую область, в Киргизию и Монголию. Но там козы почему-то чисто в своей породе не давали пух столь же высокого качества, хотя при скрещивании с местными породами получался неплохой результат. В чем дело — не выяснено до сих пор. Возможно, на качество пуха влияет сугубо донское степное разнотравье.
В Придонье пуховые козы были едва ли не с освоения этих мест людьми. Местная порода была улучшена козами, завезенными в 1811 году из Турции, а затем козами ангорской породы, завезенными в период с 1880 по 1911 год. Еще до революции в Придонье за пуховыми шалями, платками, перчатками-варежками, шарфами приезжали перекупщики со всей Российской империи. В более поздние времена появились специализированные пуховые базары.
Особенно популярен был базар в Урюпинске (Волгоградская область). Сюда тысячами свозились на продажу пуховые изделия из многих казачьих станиц и хуторов. Советскую власть это не устраивало — казаки не желали за «палочки» (нищенские трудодни) работать в колхозах и часто откровенно игнорировали коллективный труд. Но зато по-ударному трудились в личном хозяйстве, обеспечивая домашний скот кормами. При этом основной доход подворьям давали именно козы. За пуховыми изделиями в Придонье ехали перекупщики из холодной Сибири, с Дальнего Востока, Японии… К чему было мужику «горбатиться» за копейки в колхозе, если жена могла, поплевывая с товарками семечки на посиделках, ежемесячно связать два пуховых платка и выручить за них намного больше?
Во времена Хрущева казаков взяли в жесткие рукавицы: на подворье разрешили иметь корову, свинью, десяток кур (гусей) и всего лишь одну козу. Переписчики поголовья ежемесячно ходили по дворам. «Лишние» козы (если их не успевали спрятать) изымались и сдавались на забой. На пуховых базарах милиция «отлавливала» перекупщиков, штраф «выписывали» также и тем, кто продавал перекупщикам что-либо. И все же даже при таких драконовских мерах промысел выжил.
Но еще более худые времена настали в 90-е годы минувшего века. Развал колхозов-совхозов обернулся для частного подворья проблемами с техникой. А без нее не так-то просто заготовить и привезти на зиму корма. Но хуже всего оказалось то, что в ряде мест «прикрыли» пуховые базары, но зато открыли разные фирмочки, в которых скупали у населения пуховые изделия по дешевке и перепродавали иностранцам втридорога. Худо-бедно, но колхозы-совхозы все же давали работу и позволяли решать проблему кормов. Острая безработица принудила сельчан «выкручиваться» за счет только пуховязания (пусть даже с продажей изделий по заниженным ценам). И в том, что в Придонье станицы и хутора сейчас находятся по достатку в лучшем виде, чем большинство сел и деревень России — заслуга донских коз.
Так что не случайно в Урюпинске от благодарного народа стоит гранитный памятник пуховой козе.