…Наш катер плыл по Байкалу вдоль острова Ольхон, когда гид предложила нам попробовать байкальской воды. Перегнувшись через борт, она зачерпнула кружкой воду и с улыбкой протянула ее нам.
— А что, ее вот так прямо пить можно? — почти хором спросили мы.
— Ну, около берега я ее сама не рискнула бы попробовать, а когда мы почти в середине Малого Моря, воду пить можно безо всяких ограничений.
Вот тут мы и узнали о главном байкальском чистильщике — эпишуре байкальской. Ну, почему байкальской — ясно, очередной эндемик, а вот что такое эпишура — большой вопрос, с ответа на который мы и начнем раскрывать секреты чистой воды из самого глубоководного озера в мире.
Эпишура — это такой вид маленьких рачков, которые съедают все, что попадает в байкальскую воду. Правда, буквально так считать нельзя, но со всей органикой они прекрасно справляются. Даже бытует мнение, что если утонувшего человека не удается найти в первые сутки, можно поиски прекращать, эпишура съест тело полностью и без остатка. Ее даже прозвали в народе «байкальскими муравьями».
Рачки эпишуры маленькие, размер не превышает 1,5 мм, но их количество настолько велико, что составляет до 90% всей байкальской биомассы, это основное питание омуля и других рыб, населяющих озеро. В свою очередь, эпишура съедает практически все байкальские водоросли.
Размножается эпишура так: самка каждые 10−20 дней откладывает яйца в мешок, в котором она их вынашивает, при этом в мешке набирается до 60 яиц разной степени зрелости, а всего самка откладывает до 200 яиц в год. При любой опасности самка мешок разрывает, и яйца вываливаются в воду. Удивительно, но они при этом не гибнут, а продолжают развиваться. Личинки в своем развитии проходят 12 стадий, каждый раз линяя при переходе из стадии в стадию. Став взрослыми, рачки больше не растут. В течение года успевает развиться и вырасти по два поколения эпишуры, поэтому может показаться, что она развивается непрерывно.
Эпишура живет на различных глубинах, абсолютно не реагируя на изменение давления, но чаще ее можно встретить в открытой части Байкала в верхнем 250-метровом слое, где она обитает круглый год. На мелководье она появляется лишь в подледный период и ранней весной, в момент таяния льда. Единственное ограничение для нее — температура воды, которая не должна превышать 12 градусов, при более высокой температуре рачки погибают. Жизнь эпишуры вообще непродолжительна — в среднем 360 дней.
Встречается рачок и в Ангаре, а также в Иркутском и Братском водохранилищах; в последнем эпишура развивается и превратилась в самовоспроизводящуюся популяцию.
Так что значит для Байкала этот почти микроскопический рачок? Самое главное, он успевает в течение года не менее десяти раз пропустить через себя всю байкальскую воду, фильтруя ее и очищая от всех органических примесей, причем ему абсолютно без разницы природа загрязнения, лишь бы оно не оказалось губительной для него самого, как, например, выбросы целлюлозно-бумажного комбината. Они оказались эпишуре не по зубам, и рачки в том районе массово начали погибать. Сейчас, с приостановлением работы комбината, они потихоньку начинают возвращаться.
На этом роль эпишуры не заканчивается, она — важнейшее звено в пищевой цепочке. Установлено, что для выращивания 1 кг мальков омуля необходимо 10 кг эпишуры. Подросший омуль меняет свою кормовую базу, переходя на другой, уже хищный рачок, называемый макрогептопусом. Но и здесь без эпишуры обойтись нельзя. Дело в том, что и для выращивания 1 кг этого рачка тоже требуется не менее 10 кг эпишуры, которой он кормится.
Но тут возникает другой вопрос: если эпишуры так много, а все водоросли она полностью съедает, откуда берется кислород в байкальской воде, ведь в его отсутствие жизни не будет, погибнет все — и рыба, и рачки?
А вот это — вторая загадка, ответ на которую объясняет причину уникальной прозрачности байкальской воды. Есть такой прибор — белый диск Секки, именно с его помощью ученые определяют прозрачность водоемов. Так вот, он виден в Байкале до глубины 40 метров, в Каспии — 25 метров, Севане — 20 метров. Даже хваленые альпийские озера — и те уступают Байкалу. Официально эталоном прозрачности считается вода Саргассова Моря, так вот в Байкале на глубине 250−1200 метров она не меньше. Разумеется, на мелководьях и в устьях рек прозрачность значительно ниже, а весной, когда бурно начинают развиваться водоросли, белый диск невидим уже на глубине 8−10 метров, но тут за дело берутся эпишуры, и все становится на свои места.
Дело в том, что в байкальской воде чрезвычайно мало растворенных минеральных солей, не более 100 мг на литр, в то время как в других озерах — до 400 и более. Кроме того, отсутствует сероводород, а кислорода необычайно много. Так, на больших глубинах его содержание составляет 70−80% насыщения воды, а в поверхностном слое достигает 11−14 мг на литр. Такой избыток кислорода возникает за счет активного вертикального водообмена в периоды замерзания озера и освобождения его от ледовых оков.
Все это вызывается несколькими причинами, которых не бывает в других водоемах. Прежде всего, питание озера в основном ледниковое, то есть в него изначально попадает чистейшая почти дистиллированная вода. Кроме того, вода, попавшая в озеро, отстаивается в нем годами, замена глубинных вод поверхностными происходит там за сто с лишним лет. Предположительно, что за все время существования озера вода в нем сменилась 50 000 раз.
Известно, что даже жарким летом вода в поверхностных слоях Байкала не прогревается выше 10−16 градусов, на глубине 20 м никогда не превышает 10 градусов, а глубже 250 м всегда имеет одну и ту же температуру — 3−4 градуса. Вот где простор для эпишуры.
Учеными всего мира признано, что байкальская вода по своим вкусовым качествам идеально подходит для человека и не имеет аналогов в мире, а по своей чистоте не уступает воде озера Кратерного в США, которое признано всемирным эталоном чистоты воды. С 1992 года ведется промышленный розлив байкальской воды, которая забирается с глубины 400 метров.
В заключение — несколько цифр. Байкал вмещает 80% пресной воды России — 23,6 тысяч куб. км, это пятая часть всей пресной воды планеты, причем вся эта вода питьевая. И в немалой степени в этом «повинен» малюсенький рачок — эпишура байкальская: в каждом литре озерной воды содержится от 30 до 50 тысяч особей, а общая масса составляет более 4 миллионов тонн.