Сейчас этих птиц относят к отряду кукушкообразных, чуть раньше их причисляли к курообразным (или куриным) и журавлеобразным, а в 19 веке ученые относили гоацинов даже не к птицам, а к некому промежуточному виду между пернатыми и рептилиями. Дело в том, что их птенцы имеют на крыльях когти, помогающие еще не способным летать птахам карабкаться по веткам. Через три месяца от коготков не остается и следа.
Птенцов гоацинов никак не назовешь беспомощными. При приближении врага они могут ловко выпрыгнуть из гнезда в ближайший водоем (гоацины всегда селятся в затопленных лесах, а также возле ручьев или небольших водоемов), скрыться под водой и даже проплыть несколько метров. Как только угроза минует, беглец, пользуясь клювом и когтями, забирается по ветвям обратно в гнездо.
В отличие от многих других пернатых, гоацины гнездятся группами. При необходимости они бросаются на защиту не только своего, но и соседского гнезда. Радиус таких соседских общин примерно 40 метров. Интересно, что птицы, живущие за пределами условной границы, воспринимаются гоацинами как враги.
По птичьим меркам, гоацины взрослеют довольно поздно. Молодняк покидает родное гнездо лишь на третий год своей жизни. До годовалого возраста птенец находится под защитой своих родителей и ближайших соседей по гнездовью. На следующий год молодой гоацин наравне с матерью и отцом занимается высиживанием потомства (обычно в кладке от 2 до 4 яиц). И только следующей весной повзрослевшая птица находит себе пару и покидает родное гнездо.
Спокойствие гоацинов нередко нарушают непрошеные гости, например, обезьяны капуцины. Они совершают набеги на гнезда, и ни хриплые крики птиц, ни их отчаянная оборона не мешают захватчикам продвигаться по веткам. Капуцины отгоняют пернатых лапой, хватают по два-три яйца и скрываются в густой листве. Иногда обезьяны пытаются утащить только что вылупившихся птенцов, и тогда молодые гоацины действуют по отработанной схеме: спасаются, прыгая в воду. Правда, и в водоеме их может подстерегать опасность: кайманы и пираньи только и ждут, когда добыча сама упадет к ним в пасть.
Пожалуй, в одном гоацину повезло точно: среди его врагов никогда не было человека. Мясо этих птиц обладает неприятным затхлым запахом и никогда не использовалось в пищу ни местными жителями, ни иностранцами. Гоацина даже прозвали «вонючей птицей». Так что охотиться на него нет никакого смысла.
Несмотря на многочисленные исследования, гоацины остаются довольно загадочными созданиями. Ученые даже предлагают вынести этих птиц в отдельный отряд гоацинообразных. А некоторые до сих пор спорят об их месте в птичьей эволюции: слишком уж они похожи на доисторических археоптериксов.