Бесстрашие медоеда перед смертельной опасностью поражает. Говорят даже, что он внесен в книгу рекордов Гиннесса как самое храброе сухопутное животное на Земле. Василий Песков, известный натуралист, пишет, что медоед удостоен этой чести несколько за другую особенность — свирепость. Поискав, я не нашел рекордов, связанных с медоедом, может, плохо искал. Но даже если среди рекордсменов его нет, по безудержной отваге с ним вряд ли кто сравнится.
Доказательством тому служат редкие кадры, на которых запечатлены встречи медоеда с буйволом, львами, слоном. Так получилось, что эти грозные животные нечаянно оказались на пути у маленького зверька. Конечно, он их не разорвал, но нервы потрепал изрядно: вставал в угрожающую позу, распушал хвост, грозно рычал. И ведь бывало, после таких неравных стычек медоеды преспокойно убегали своей дорогой, целые и невредимые.
Смелость у медоеда в крови: он из куньих. Его ближайшие родственники — злобная росомаха и серьезный обстоятельный барсук. В африканских племенах до сих пор ходит поверье, что, съев сердце медоеда, воин станет столь же отважным, как этот небольшой, но смелый зверь. А в ЮАР даже есть боевая машина пехоты, названная Ratel, это его второе имя.
Вот только непонятно, зачем же нужен бесстрашный характер, если тебя зовут медоед, неужели против пчел? Да, иногда и их острые жала рателю приходится игнорировать, забираясь внутрь пчелиных гнезд. Набредает на них медоед случайно, но бытует мнение, что найти их ему помогает птица медоуказчик. Якобы она работает наводчицей, а после разорения поедает ненужный рателю воск. Факт этот не доказанный, но для медоеда здесь нет ничего удивительного: он просто знает, что данная птица летит к лакомству. Так же медведь наблюдает за полетом пчел, чтобы найти сладкое дупло. А вот медоуказчику честь и хвала за сообразительность. Иногда страсть к меду доводит медоедов до гибели: их находят закусанными прямо среди пчелиных сот.
Однако смелость куда нужнее для другой добычи, которая не очень велика, но весьма опасна. Это змеи, их ратель любит не меньше, чем мангусты, а справляется с ними даже лучше. Ему безразлично, ядовитые они или гигантские. Обнаруживая змею, зверь преследует ее до последнего. Спастись чешуйчатая может, только укрывшись в какой-нибудь каменистой расщелине. Случается, медоед натыкается на змею, когда та только что удачно отохотилась, тогда он нагло отнимает добычу, съедает ее и принимается за растерявшуюся охотницу.
Есть видеосъемка, показывающая охоту медоеда на питона. Поначалу вообще непонятно, кто для кого представляет опасность, ведь толщина змеи ненамного меньше толщины медоеда. Ратель изначально видел в питоне добычу, тот же преспокойно полз по своим делам и, наверное, был уверен, что эта мелочь не может ему ничем навредить. Свою ошибку питон понял, когда от него стали отрывать куски мяса. Он попытался было залезть на дерево, но медоед — это беспощадность, которую не остановит сопротивление в виде пряток. Питон был загрызен, а его убийца объелся до отвала и побежал дальше. Змею доедали шакалы и вороны.
Медоеды, по-видимому, обладают иммунитетом от яда змей. Это доказывает эпизод, зафиксированный на видеокамеру Кит и Колин Хьюз, учеными, которые три года изучали медоедов в пустыне Калахари. Они долгое время наблюдали за молодым самцом. Тот уже привык к парочке людей, бегающих за ним с аппаратурой, и довольно близко подпускал их к себе. Биологи дали медоеду кличку Человечек.
Однажды ночью Человечек обнаружил змею. Это была кобра, один укус которой способен убить льва. Начались танцы: змея шипела, делала молниеносные выпады, медоед уклонялся, отскакивал, норовил обхитрить. Наконец ему удалось вцепиться в затылок кобры — битва была выиграна. Как всегда, он стал поедать змею с головы. Но через пару минут движения его замедлились, правая щека раздулась, он зашатался и упал на спину, раскинув лапы. Ядовитые зубы успели-таки впрыснуть смерть. Человечек затихал, грудная клетка его поднималась все реже. Прошло два часа. И тут медоед пошевелился, затем перевернулся на живот, с трудом встал, пошатываясь подошел к змее и принялся доедать добычу.
Вообще же, медоед ест любую живность. Его рацион — это мелкие животные: гекконы, грызуны, вараны, скорпионы, птенцы, детеныши пустынных лисиц и иногда шакалов — все, что найдется и с чем можно справиться. Ратель отлично лазает по деревьям и не прочь закусить свежими яйцами. Почуяв под землей добычу, зверь всеми силами старается до нее добраться. Копает медоед так быстро, что кажется, жертва обречена. Однако у обитателя норы (суслик, мышь, хомяк) часто есть запасные выходы, через которые тот благополучно попадает в зубы шакалов и когти орлов и ястребов, прекрасно знающих выгоду от «сотрудничества» с медоедом. В таких случаях ратель сильно сердится, рычит, пытается догнать иждивенцев, но его короткие лапы не позволяют это сделать. В конце концов, благодаря целеустремленности, медоед зарабатывает еду, и тогда никакие шакалы не в силах ее отобрать.