Крепкие низкорослые кони свободно бродили в окрестностях озера Лоб-Нор, что в Центральной Азии, когда им довелось встретиться с известным путешественником Николаем Михайловичем Пржевальским. Открытие нового вида произошло в 1879 году, и в честь знаменитого географа животных окрестили лошадьми Пржевальского.
Их портрет отличается от знакомых нам пород скакунов — у лошади Пржевальского нет челки (видимо, природа позаботилась о том, чтобы не было надобности вычесывать репьи из лошадиной шевелюры, — поскольку делать это некому), а вместо гривы растет жесткая щетка. Лошадь эта невелика ростом — до 136 см в холке, у нее короткие уши, крупная голова, массивная шея и крепкие короткие ноги. Ярко-песочный цвет спины переходит в белый в нижней части туловища, а ноги одеты в буро-черные чулки зеброидного окраса.
Дикая лошадь более пушистая, чем ее одомашненные сородичи: ее тело покрывает более длинная и густая шерсть. Острое зрение, чуткое обоняние и слух позволяли вольным коням вовремя обнаруживать опасность в виде хищников и прочих посягателей на их покой. И при благополучном стечении обстоятельств лошади-пржевали вполне спокойно доживали до 25 лет.
Жили эти лошади гаремными табунами: конь и несколько кобыл. Постоянно кочевали в поисках участков, богатых дикими злаками. На ночь кобылы загоняли жеребят в круг, а сами, окружая малышей, становились головами к центру. Взрослый же жеребец оставался настороже. В случае опасности лошади дружно отбивались от нападающего неприятеля задними копытами.
Словом, к жизни в спартанских условиях лошадь Пржевальского была вполне подготовлена. Однако по сравнению с по-настоящему вооруженным человеком пара копыт ничего не значили. В годы Великой Отечественной случилась засуха, и многие лошади погибали от голода, а позже стали добычей голодных людей. К 1970-м годам диких животных полностью истребили, остались лишь потомки 12 особей, некогда вывезенных в иностранные зоопарки.
Первооткрывателю, наверное, и в голову не могло прийти, что пройдет совсем немного времени, и чудесные песочно-рыжие животные совсем исчезнут из дикой живой природы. А имя лошади Пржевальского будет увековечено в Красной книге Российской Федерации и Красной книге Международного союза охраны природы.
О нет, животные эти не исчезли с лица земли бесследно, на них можно полюбоваться в различных питомниках и зоопарках мира. Но те ли это привольные лошадки, что некогда дружно бродили по бескрайним знойным степям?
Правда, теперь наблюдаются попытки возвращения лошадей в дикую среду. Чем завершится эксперимент, покажет время, а пока известно, что выпущенные на волю на Украине животные размножаются успешно.
Дальше, к югу,
то есть к юго-востоку, коричневеют горы,
бродят в осоке лошади-пржевали;
лица желтеют. А дальше — плывут линкоры,
и простор голубеет, как белье с кружевами…
(И. Бродский)