Что вытягивание бегемота из болота — одна из самых тяжелых и низкооплачиваемых работ и что между бегемотом и гиппопотамом существует «принципиальная» разница («Бегемот — аптекарь, а Гиппопотам — царь»). Однако со времен Чуковского «бегемотья наука» ушла далеко вперед, и мы просто не вправе скрывать от читателей ее достижения.
Начнем с шокирующего заявления. Если вы думаете, что самое чудесное Божье создание — человек, то прочитайте библейскую Книгу Иова. В ней недвусмысленно сказано, что этой чести удостоился именно бегемот (второе место заняло не менее «симпатичное» морское чудище — Левиафан).
Библия, Книга Иова, 40:10−14,19:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол.
Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его.
Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены.
Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
Это — верх путей Божиих: только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой.
…Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром».
Несмотря на длинное описание, общий портрет библейского бегемота остается крайне туманным. Ясно, что это что-то внушительное, сильное и травоядное.
Сейчас большинство специалистов полагают, что ивритское слово «б'гемах» изначально значило «скоты». А употребляя множественное число к описанному чудовищу, автор явно хотел показать, что оно так же велико, как стадо скотов. Некоторые предполагают, что под библейским бегемотом скорее всего подразумевался некий собирательный образ крупного животного, где не последнее место занимал слон.
Бывшие угнетатели евреев — египтяне — о бегемоте имели гораздо более ясное представление, ведь в древние времена этих толстокожих в дельте Нила было более чем достаточно. Они вытаптывали посевы, люди же активно на них охотились. Неудивительно, что египтяне (не обожествившие разве что инфузорию-туфельку) сначала зачислили бегемота в свиту злого бога Сета.
Однако вскоре, заметив несомненное сходство бегемотьего брюха с животом беременных женщин, решили частично животное реабилитировать. Так возникла Таурт (греч. Тоэрис) — богиня плодородия и деторождения, представлявшая собой «цивилизованную» бегемотиху, стоящую на задних лапах, и с прической на голове. Была даже придумана легенда, что, мол, сперва Таурт была наложницей Сета, но после того, как добрый Гор победил его хозяина, она перешла на «правильную» сторону.
В Европе первого живого бегемота увидели в 58 г. до н.э. Смотрели на него недолго, римский амфитеатр — это вам не зоопарк… Бойня на аренах Рима продолжалась до падения западной империи. После чего завоз бегемотов прекратился, и о них снова стали судить по туманному библейскому описанию. Вскоре «чудище» зачислили в сатанинскую компанию, и бегемот из «верха путей Божиих» превратился в заурядного демона.
Коллен де Планси, «Dictionnaire infernal», 1863:
«Бегемот — демон дурашливый (шутовской), глава демонов, виляющих хвостами (демонов-льстецов). Сила его в почках. Его царство — лакомства и удовольствия брюха».
В. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни»:
«Когда галлюцинации присоединялись к судорогам, то одержимые видели смущавшего их демона. У мадам де Бельсьель их было, у мадам де Сазильи, особенно же часто встречались Асмодей, Астарот, Левиафан, Исаако-рум, Уриель, Бегемот, Дагон, Магон и тому подобные».
М. Орлов «История сношений человека с дьяволом», 1904:
«…пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».
Кстати, именно книжица М. Орлова во многом была настольным руководством для Михаила Булгакова по созданию свиты «профессора черной магии» Воланда. А тут еще на глаза автору «Мастера и Маргариты» попался его кот Флюшка — толстый и вальяжный. Результат известен всем — дурашливый демон-толстяк приобрел облик кота.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»:
«…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился… жутких размеров кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.
…- Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? — осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита.
Тут кот выпил водки, и Степина рука поползла по притолоке вниз».
В следующий раз живой бегемот появился в Европе только в середине XIX века! Он был подарком Лондонскому зоопарку от египетского владыки. «Его Валяющееся Неуклюжество» почему-то не вызвало у англичан ни священных, ни ужасных чувств. Над ним больше смеялись. Бегемот стал героем сатирического журнала «Панч», а в магазинах распродавались ноты «Гиппопотамьей польки», на обложках которых девушка танцевала с одетым в смокинг толстокожим.