Подобные небольшие захоронения мне приходилось видеть раньше, когда работал в тайге, где иногда среди леса, попадаются небольшие погосты с одним-двумя десятками могил умерших работников леспромхозов и золотодобывающих предприятий, расформированных в 40−50 годах прошлого века.
Сейчас же от увиденной картины мне стало как-то не по себе потому, что находящееся передо мной кладбище, состоящее из трех-четырех десятков могильных холмов, в первую очередь, обращало на себя внимание необычно малыми размерами могил и памятников, которые в два-три раза были меньше привычных глазу надгробий.
Подойдя ближе, я увидел и памятные фотографии, где были запечатлены собаки. Тут я понял, что попал на собачье
Собачье захоронение было ассоциировано с людским кладбищем и имело те же особенности расположения могил, оградок и памятников только меньших размеров. Были там обычные оградки с деревянным памятниками, были и металлические оградки с памятниками из камня. Большинство — с фотографиями похороненных здесь собак.
Вот на трубах-стойках натянуты цепи и соответствующий памятник, на котором висит изображение бульдога или какого-то другого «боевого» пса. А вот и крест христианский на могиле похороненной собаки. И тоже с фотографией. Есть несколько захоронений с фотографиями
У людей традиция похорон и публичных захоронений умерших была связана с выполнением ритуальных религиозных обрядов, а также обычаев, существующих в данной местности по отношению к человеку, живущему по законам какой-либо религиозной конфессии.
Появление же в пригородных лесах подобных захоронений животных с проведением обрядовых действий говорит о том, что люди стали ассоциировать животных с человеком. Считая их членами своей семьи.
У нас часто бывают случаи, доказывающие, что интеллект животного бывает выше интеллекта человека. Например, когда животное переходит дорогу по пешеходному переходу, а его сбивает проносящаяся на скорости машина. Собака или кошка осознала, что дорогу надо переходить здесь. Чего не скажешь в данном случае про человека, сбившего этого «пешехода».
В восточных религиях описывающих эволюционное развитие человека в подобных случаях говорится о том, что человек и убитое им животное меняются местами, воплощаясь в следующей жизни. Разумное животное рождается человеком, а человек неразумный занимает отведенное ему «кармой» место.
Процесс публичных похорон включает в себя ритуальные особенности, связанные с духовным наполнением человека, — с его душой. Так же, как и поминание имеет связь человека с его духовной деятельностью. В то время как животное не одухотворено.
Печально, что у нас не предусмотрены официальные процессы кремирования животных, когда человек мог бы достойным образом попрощаться со своим любимцем. Поэтому карма кармой, но уподоблять в этом свете животное человеку и одухотворять его все же не стоит.