Грызуны — тоже Божьи твари. Это — во-первых. Преданно глядящая в глаза собака и живущая в своём подполье крыса одинаково хотят существовать, и так же должны пользоваться защитой человека. Во-вторых, вряд ли можно утверждать, что умереть от чумы менее приятно, чем, допустим, от СПИДа, распространяемого исключительного людьми.
А каковы методы борьбы с крысами! Здесь инквизиторы позавидуют: капканы, клей, утыканные иглами цилиндры, ёмкости с водой, целый арсенал всевозможных ядов!.. Куда тут ловцам собак с их примитивными петлями и берданками! Кстати сказать, все перечисленные меры тщетны — грызуны по-прежнему процветают как в природе, так и по соседству с нами.
Даже инфекционисты согласны с тем, что оснащённая по последнему слову науки и техники противочумная служба практически не в состоянии искоренить природные очаги чумы. Ещё хуже обстоят дела с более широко распространёнными болезнями — туляремией, лептоспирозами и геморрагическими лихорадками.
Ряд исследований последних лет показывает, что сплошное истребление грызунов в населённых пунктах при протекающих в природе эпидемиях среди этих животных не только не защищает население, но даже, напротив, способствует повышению вероятности заражения людей (вспомните недавний «птичий грипп»!). Объясняется это просто. «Коренное население» домовых крыс и мышей не пускает из внешней среды мигрирующих диких грызунов, несущих с собой возбудителей болезней.
Есть основания предполагать, что Европа избавилась от эпидемии чумы не благодаря медицине, а потому, что пришедшие к нам серые крысы, устойчивые к этой болезни, вытеснили в жилищах европейцев чёрных, служивших источниками заражения. Так что для человека безопаснее примириться с соседством одной крысиной семьи с уже привычными для него «домашними» микробами, чем, уничтожив «соседей», подвергать себя опасности подхватить болезни «чужаков».
Что же касается интеллекта, то лабораторные опыты убедительно свидетельствуют: крысы, особенно прирученные дикие, не уступают в этом отношении собакам и даже иногда превосходят некоторых низших обезьян! Известно, как быстро они научаются избегать капканов и ядов.
Конечно же, допускать бесконтрольное размножение этих «друзей» не следует: «сядут на шею», оставят без запасов. Здесь уместно вспомнить широко рекламируемые препараты типа «контрасекс». Кроме того, если пожертвовать крохами ради прокормления двух-трёх «резидентов», то можно предотвратить их размножение и сделать свой дом более прочной крепостью с несколькими степенями защиты.
Тут уж действительно и «мышь не проскочит», точнее чужак не пройдёт! Видимо, вполне возможно использование для этой цели ручных грызунов, особенно серых крыс (у них иммунитет сильнее к разным инфекциям). Не следует только забывать о соблюдении общеизвестных гигиенических правил, ибо наличие в доме грызунов может привести к заносу какой-нибудь заразы из помойного ведра на обеденный стол. Обратите внимание, это замечание справедливо также для кошек и собак (так чем же крысы хуже?!).
Что интересно, похожая стратегия прижилась и в деле защиты растений, где эффективнее не полное истребление вредителя, а сдерживание его размножения на малоощутимом уровне. Таким образом, не разрушаются природные биоценозы.
Невысокая численность грызунов способствует постепенной локализации и, в дальнейшем, ликвидации природно-очаговых инфекций. Люди же сами вольны выбирать, кого им предпочтительнее иметь «в качестве домашнего животного» — собаку, кошку, крысу, змею или крокодила - к кому ближе сердце лежит. Лишь бы наши спутники другим не мешали, а мы бы не забывали, что «в ответе за тех, кого приручили».