Древние римляне так любили мясо мурены, что устраивали особые садки для этих рыб. По свидетельству Плиния, на одном из пиров, устраиваемых римскими патрициями, было подано к столу 6000 мурен. Это ли не свидетельство их гастрономической ценности!
Помимо всего прочего в старину считали, что мясо мурен вполне заменяет виагру, которой тогда еще не было, этому есть свидетельство у Авиценны.
Мясо белопятнистой, зеленокаемчатой, крапчатой, короткорылой, сетчатой мурен ядовито, и это их спасает.
Почему-то бытует мнение, что укус мурены ядовит. Это неверно, никакого яда мурены не впрыскивают, это не змеи. Но доля правды в этом все же есть. Зубы мурен, как правило, загрязнены частичками разлагающейся пищи, и токсины трупного яда вполне могут отравить укушенного, а уж инфицирование раны неизбежно.
Есть информация, что белки крови мурен несовместимы с белками крови млекопитающих и вызывают распад красных кровяных телец. Но после тепловой обработки во время приготовления пищи ядовитые свойства мяса мурен исчезают.
Чего только не рассказывают про мурен! И везде их изображают коварными, злыми, безобразными, наделяют отрицательными эпитетами со всех сторон. Вот что, например, написано в одном из библейских трактатов:
«Еще есть рыба, называемая мурена. Она нечиста и весьма скверна. Когда наступает время нереста, она ищет для совокупления ядовитую змею. Улучив момент, когда той настает время совокупления, мурена находит ее и соединяется с ней. Из-за того-то эта рыба является нечистой среди всех рыб, что она, оставив свою пару, соединяется с ядовитым гадом, потому и нечиста».
Из-за таких предрассудков мурен не просто ловят, их истребляют. Известно, к чему это приводит. Уже сейчас появились признаки нарушения биологического равновесия в Средиземном море — появилось много больной рыбы, сократились уловы ракообразных. В значительной степени в этом виновато преследование мурен.
Большей частью россказни о муренах сильно преувеличены. Мурены не трогают людей, если те не трогают их, разве что в брачный период или раздразненные непривычной обстановкой.
Фактически, на человека она нападает, только ошибочно приняв его за источник пищи, или если тот вторгнется на ее территорию. Не суйте руки и ноги в расщелины, и вы убережетесь от многих неприятностей. Положение осложняется тем, что мурены прекрасно маскируются, и случайно нарваться на них проще простого.
В свою очередь, люди часто пугаются, видя, как мурена разевает пасть и делает бросок в их сторону. В подавляющем числе случаев это не нападение. Так мурены дышат и нюхают. Кстати, ориентируясь, в основном, на нюх, а не на зрение, они не реагируют на фотоаппарат и вспышку, не считая их врагами или добычей.
На самом же деле мурены беззлобны. Это мы приписываем им свои чувства. Нельзя назвать злой, коварной и свирепой божью тварь, которая живет, как может и вовсе не стремится уничтожить как можно больше беспечных дайверов.
Известно много случаев, когда люди приручали мурен, могли спокойно гладить их, поднимать на поверхность, кормить с рук, засовывать руки в пасть мурен и вытаскивать оттуда, даже не поцарапавшись. Более того, мурены, проникшись доверием к человеку, прижимались к нему и прятали голову под мышку, считая человека более надежным убежищем, чем скалы.
Ну, а что делать с леденящими кровь легендами о том, что в Древнем Риме непокорных рабов бросали в бассейн на съедение муренам, и те, подобно пираньям, за несколько минут оставляли от них только кости? Увы, мурены в этом не виноваты. Виноваты люди. Это они специально дрессировали мурен, месяцами натаскивали их на человечину, долго держали впроголодь, а уж затем, развлечения ради, швыряли в бассейн рабов. Непокорных или покорных — неважно.
О люди!