Но, чтобы совместное проживание с животными не омрачалось огорчениями, нервотрёпкой и скандалами, хозяевам нужно найти общий язык со своими питомцами — тот язык, который кошки и собаки используют как при общении с себе подобными, так и при общении с людьми. Для общения они имеют целый комплекс выражения своих желаний и эмоций — мимику, своеобразные жесты и оттенки голоса.
У кошек, например, это и пластика тела, и различные позы, и манера держаться, и голос, используемый в самом различном диапазоне. В числе сигналов, подаваемых кошкой, главными являются поза, положение ушей и хвоста. Когда кошке страшно, она обычно старается сделаться невидимой: припадает к земле, загибает уши назад и прижимает их к голове, очень напряжена и готова к моментальному бегству. Зрачки расширяются, шерсть встаёт дыбом. Если опасная ситуация продолжается, кошка переходит к активным оборонительным действиям — взмахивает лапами, шипит. Показателем критического возбуждения у кошек служит горб. Спина выгибается, ноги напряжены, шерсть вздыблена, чтобы казаться выше и больше, уши плотно прижаты, раздаётся шипение. Затем кошка начинает пятиться, разворачивается боком в готовности удрать, производит угрожающие действия, в крайнем случае — нападает.
Окружённые заботой и вниманием, кошки растут ласковыми и игривыми, очень восприимчивыми к знакам внимания со стороны людей. Они стараются быть поближе к хозяевам, проявляют к ним своё отношение с помощью мимики, жестов и голоса. Потирание о ноги, выгнутая спина, поднятый «трубой» хвост, толчки головой о гладящую руку, утробные звуки, громкое мурлыканье
Своим голосом кошка может широко общаться как с сородичами, так и с людьми. Короткое мяуканье означает приветствие или приглашение к контакту. Сдавленное мяуканье, громкие утробные звуки выражают жалобу, обиду, чувство голода. Если жалобные звуки перерастают в громкие вопли, значит, кошка просит о помощи или испытывает страх, а в драке — издаёт дикие крики. В момент нежности слышатся воркующие звуки или мурлыканье. Но раздражённое, злобное мурлыканье может означать и отрицательные эмоции.
По наблюдениям учёных, кошки могут произносить согласные звуки (кириллица) М, Н, Г, Х, Ф, В и Р. Кошки и собаки говорят на разных языках. Собаки обычно понимают только выражение угрозы со стороны кошек. Кошки и собаки, содержащиеся в доме вместе с раннего возраста, понимают друг друга гораздо лучше.
В языке собак чётко различаются вой, визг, рычание и лай. Собака воет от голода, холода, музыки и тоски. В отличие от кошек, которые живут как бы сами по себе и лишь иногда снисходят до людей, собаки испытывают постоянную потребность в общении с хозяевами и воют, когда их оставляют в одиночестве. Визг у собаки обычно — это просьба о помощи. Собаки визжат, когда им больно, когда желают есть и пить, у закрытых дверей, куда хотят войти,
Если собака замечает что-либо подозрительное, она начинает лаять. Соседские собаки вторят ей, и вскоре просыпается вся деревня. Так было с глубокой древности, когда собаки жили стаями. Лай — это сигнал «готовься к бою». Другое значение лая, без угрожающего оттенка — это желание привлечь к себе внимание. Лаем собака приветствует хозяина. Щенки лают друг на друга во время игр. Как видим, звуковой язык собак более разнообразен, чем у кошек.
Кроме звуков, они используют позы, особую манеру передвижения, специальные движения, мимику. Мимика собак особенно хорошо выражает их намерения и состояние. При угрозе кожа на морде сморщивается, а верхняя губа поднимается, открывая зуб и клыки. Взгляд прямой и пристальный, уши направлены вверх и вперёд, углы рта сомкнуты. Если угроза усиливается, то морда сморщивается ещё сильнее, а кончик носа задирается вверх. Испытывая страх, собаки отклоняют уши назад и прижимают их к голове, углы рта оттягиваются назад и вниз, хвост поджат между задних ног. Помахивание (виляние) хвостом и пасть, приоткрытая в виде улыбки, означают приветствие. Приглашая поиграть, собака припадает на передние лапы, приседает, прогибает спину, поднимает морду, опускает уши, повиливает опущенным хвостом.
Понимание языка кошек и собак позволяет хозяевам легче управляться с ними, более верно оценивать их состояние, принимать адекватные меры, от чего становится лучше и человеку, и его питомцам.