В отсадном аквариуме обитали лишь верткие меченосцы, справиться с которыми у рака не было никаких шансов. Днем отшельник прятался где-то в зарослях растений, покидая убежище по ночам. А спустя некоторое время «умер». Как-то утром его останки были обнаружены на открытом пространстве в центре водоема. Печально конечно, но в аквариумном сообществе гибель его членов не такое уж редкое дело, и вскоре о раке совсем забыли.
Но через несколько месяцев «покойник» вдруг объявился живой и здоровый. Так я впервые узнал, что раки линяют. Оказывается, в природных условиях смена панциря происходит регулярно по мере роста. В первый год жизни раз 5 — 7, по мере взросления все реже. Взрослые раки-самцы сбрасывают надоевший «наряд» не чаще двух раз в году, а самки, вопреки расхожему мнению, мол, все дамы сплошь модницы и тряпичницы, порой до двух лет не меняют «платье».
Не знаю, к какому виду относился мой представитель отряда десятиногих ракообразных, но внешне очень напоминал обычного речного рака, разве только размерами не вышел. Если в европейских водоемах можно встретить особи длиной порой сантиметров до 30, то мой квартирант даже с усами не дотягивал и до 10−12.
В Европе прижились два вида речного рака, широкопалый и узкопалый. Внешне родственники отличаются клешнями. У первого они короче и толще. Зато второй крупнее и менее требователен к качеству воды, почему почитается за основной промысловый вид.
Когда-то считалось, что ареалы видов не пересекаются и разделены бассейнами Черного и Балтийского моря. Но в последнее время положение изменилось, есть сведения, что в водоемах Минской возвышенности появились особи, сочетающие признаки как узкопалых, так и широкопалых речных раков.
Речные раки для Европы обитатели местные. Но все чаще встречаются переселенцы, как вынужденные, так и добровольные. В начале прошлого века в реках бассейна Эльбы вдруг объявились китайские мохнаторукие крабы, относящиеся, как и речные раки, к отряду десятиногих раков. Считается, что уроженцы Желтого моря нелегально и без билета добрались до Германии в трюмах судов вместе с водным балластом.
Прошедшее с тех пор столетие крабы на месте не сидели. Сегодня их можно встретить в Черном и Азовском море, Онежском озере и Волге. Пришельцы прекрасно себя чувствуют как в пресной, так и в соленой воде, но для размножения все же выбираются в море. В Китае мохнаторукий краб — кулинарный деликатес, но в Европе его качества пока не оценили, считая опасным инвазивным видом, наносящим вред плотинам, рыбацким сетям и местному поголовью речных раков.
В отличие от китайского краба, к китайской креветке (а может японской или дальневосточной, как еще называют крупную пресноводную креветку Macrobrachium nipponense) люди относятся более благосклонно. Креветка в прохладных водах Европы сама бы никогда не выжила, но трудами человеческими ей предоставлена пригодная к существованию «жилая площадь».
Технология производства электроэнергии на крупных ГРЭС требует использования огромного количества воды для охлаждения. На берегах известного в Беларуси озера Белое возведена громадная Березовская ГРЭС — флагман белорусской энергетики, непрерывно сливающая в озеро массу теплой воды.
В 1982 году ученые выпустили в водоем полторы тысячи особей креветки. Сегодня они расплодились настолько, что разрешен массовый любительский лов. Сородичей искусственно разведенной в озере Белом креветки можно встретить в водоемах-охладителях ГРЭС и других стран.
Всего хорошего.