Внешний облик
Попробуем нарисовать портрет птицы киви. Для этого возьмем за основу упитанную курицу и представим себе, что у нее нет хвоста. Готово? Как это — не получается? Надо постараться. Что, теперь вышло? Очень хорошо. Тогда давайте еще поменяем куриные лапы на более толстые, короткие, четырехпалые, с длинными острыми когтями — гораздо длиннее, чем у нашей натурщицы-квочки.
Теперь силуэт. Чтобы он получился соответствующим замыслу, надо придать голове и туловищу форму груши: укоротим шею и откажемся от гребешка, а вот клюв, наоборот, вытянем. Это важно: клюв должен быть очень длинный, тонкий, прямой или слегка изогнутый, где-то на 11−12 см.
После этого перейдем к деталям и в первую очередь закончим изображение клюва. На самом кончике обозначим ноздри (хотя обычно у птиц они находятся у основания клюва), но в основание мы поместим вибриссы — это такие осязательные волоски. Не удивляйтесь и не спорьте, что, мол, не кошку же изображаем. Следуя правде жизни, мы просто обязаны нарисовать усики нашей красавице. А глазки сделаем маленькими, не более 8 миллиметров в диаметре.
Что ж, остается разобраться с крылышками и перышками. Куриные крылья надо усечь до размера 5 сантиметров и изобразить их в виде согнутого мизинца, причем ярко очерчивать их не стоит, поскольку в реальности они, мягко говоря, не слишком заметны. Перья должны быть похожи на шерсть (так и есть, потому что они не имеют микробородок), а цветовую гамму выберем серую или светло-бурую.
Все, можно любоваться! У нас есть классический образ киви, хотя, по правде говоря, разные виды этой птицы различаются по размерам.
Способности и повадки
Несмотря на то, что, как утверждают ученые, миллионы лет назад киви прилетели в Новую Зеландию из Австралии, способность подниматься в небо они утратили. Разучились, попросту говоря. Как это и бывает обычно, от хорошей жизни: врагов у них практически не было, вот и расхаживали себе вперевалочку, а для этого необязательно иметь хвост и киль. Мы же с вами обходимся, да? Крылья, правда, киви себе оставили, хоть и малюсенькие. И знаете ли, зачем? Сейчас улыбнетесь: чтобы во время отдыха прятать в них клюв, — отсюда и форма изогнутого мизинца. Они, оказывается, любители комфорта.
А кроме того, природа-матушка, модифицируя анатомию киви, взяла, да и заполнила их трубчатые кости костным мозгом, которые прежде были полыми и легкими, как у летающих птиц. Похоже, решила, что раз уж небо их не манит, так пусть хоть мозгами ворочают.
И представьте себе, ворочают. Взять, к примеру, жилище. У большого серого киви норы представляют собой настоящий лабиринт с несколькими выходами. У других — попроще, правда, но зато на своем участке (а эти птицы сильно дорожат правом частного владения) они могут устроить до полусотни убежищ, причем меняют их каждый день. Солидная, в общем, недвижимость, не так ли?
А уж если выстроит себе киви новую фазенду, то нипочем не станет ее обживать тут же, а подождет, пока трава да мох замаскируют вход, и ждет этого несколько недель (терпеливость какая!). Если ж трава примнется или же гнездо не в норке, а на плоской платформочке среди корней либо в густом-прегустом кустарнике, то маскировкой служат веточки и листья. Берегут свое жилище киви, в общем.
А как же: они в нем проводят целый день, и лишь ночью, через полчаса после заката солнца, выходят за пропитанием: червями, насекомыми, мелкими водными позвоночными, семенами и опавшими ягодами. Находить живность им помогает острейшее обоняние, которое из всего птичьего царства сильнее разве что у кондора. А все благодаря оригинальному размещению ноздрей на кончике клюва, ими они распознают запахи даже под землей. Медленно шествуя довольно забавной походкой, птица то и дело погружает свой длинный нос в почву, безошибочно унюхивая в ней подходящих на обед обитателей, и поэтому за ней остается характерный след: лунки глубиной 10 — 15 сантиметров.
Семейная жизнь и продолжение родаРеклама
Что еще любопытно, так это моногамность киви. Они никогда не встречаются на один брачный период. Бывает, что на всю жизнь, а если нет, то как минимум, на два-три сезона. Правда, есть среди них такой вид, где принято жить вместе не парами, а группой, но тоже стабильной. Характерно также, что брак у этих птиц — гостевой,
В семейной жизни киви принято участие отца в высиживании яйца, либо полностью самостоятельно, либо с подругой жизни. Супруга сносит, как правило, всего одно, и от зачатия до появления его проходит весьма солидный срок, зато что это за яйцо! Вес его достигает четверти массы самой мамаши, а желток составляет в нем 65 процентов. Возьмите в руки куриное яйцо и мысленно увеличьте его в шесть раз, это и будет то, что производит роженица-киви. Но если воображение отказывается помочь вам, то представьте, что женщина родила пятнадцатикилограммового ребенка. А ведь бывает, что через 25 дней киви повторяет свой материнский подвиг… Правда, не часто.
Яйца киви имеют очень плотную скорлупу, и когда птенчику приходит пора появляться на свет, он ногами и клювом пробивает эту броню не менее двух суток кряду. А потом еще сидит несколько дней без пищи, потому что в птичьем клане киви суровые законы: родился — заботься о себе сам. И родители просто уходят из дома. Насовсем. А дитя еще и на ногах не стоит… Но беспрецедентное количество желтка в яйце позволяет новорожденному не чувствовать себя голодным, а рождение оперенным — не пропасть без материнского/отцовского тепла.
А потом малыш выбирается в мир, в котором ему грозят опасности, прежде всего, в виде кошек, собак и ласок, завезенных европейцами. Из-за этого может погибнуть до 95 процентов молодняка, детство которого продолжается 4−5 лет, покуда не наберет подрастающее поколение своего полного веса: самки — побольше, самцы — поменьше. Зато акселерация у этой ребятни — прямо диву даешься! Мальчики готовы к сексуальным подвигам уже в полуторагодовалом возрасте, девочки начинают интимную жизнь попозже, в 2−3 года.
Перспективы сохранения вида
Новозеландцы настолько любят птицу киви, что не только сделали ее своим национальным символом, но и себя называют киви-людьми. Однако в XX веке численность популяции стала угрожающими темпами снижаться. И это при том, что «почетное млекопитающее» обладает завидным иммунитетом и прекрасно адаптируется к изменяющимся условиям среды обитания.
Когда количество оставшихся киви сократилось до 70 тысяч особей, общество затрубило тревогу, и государство разработало национальную программу… нет, не охраны, а восстановления численности. Чувствуете разницу? Новозеландцы поставили вполне конкретную задачу.
И не просто поставили, а стали добиваться вполне определенных результатов. В результате предпринятых мер, в числе которых, кстати, был и контроль над числом хищников, число киви, доживающих до взрослого состояния, увеличилось с 5 процентов в 1991 году до 69 в 1998-м. Вот что значит серьезно взяться за дело!