Левретка — миниатюрная копия грейхаунда (гладкошерстной английской борзой). Она очень подвижна. С удовольствием преследует зайцев и кроликов. Внешность левретки обманчива, она только выглядит хрупкой и нежной. На самом деле это очень выносливое и неутомимое животное. Особенно когда гоняет мелких зверьков. В скандинавских странах более крупные экземпляры этой породы используются для охоты на зайцев.
Более 2000 лет человечество восхищается элегантностью и грациозностью этой чудесной маленькой собачки. Порода была очень популярна в Италии в 16 веке. Наивысшего расцвета она достигла в 18 веке, когда левреток можно было встретить дворцовых апартаментах Италии, Германии, Франции, Англии.
Однако вторая мировая война нанесла большой урон породе. Вновь серьезно породой занялись в Баварии и в Рейнской области Германии, откуда они и стали распространяться. Это способствовало и необыкновенное умение левреток приспосабливаться к климатическим условиям. Хотя они плохо переносят ветер, дождь, снег. Они мерзнут. Выводить их на прогулку в такую погоду надо в специально сшитой попонке. Единственно, чего нужно остерегаться их владельцам — простудить собаку.
Нельзя позволять им резких движений и прыжков в щенячьем возрасте (при формировании костяка). В остальном это неприхотливое животное. Они непривередливы как в еде, так и в уходе. Левретки очень чистоплотные, не имеют специфического запаха, не линяют, долгожители, хорошо поддаются дрессировке, очень сообразительные и привязчивые, но и обидчивые. Грубое обращение и резкие слова очень обижают собачку, и она долго не забывает, не прощает этого.
Что привлекает в левретке? Грациозные формы и плавные очертания, приятные для глаза окрасы и элегантные движения. Эта маленькая, ласковая собачка очень удобна своими размерами: ее легко брать с собой в дорогу, необременительно кормить, в то же время она не настолько мала, чтобы это мешало любоваться типичной для борзых элегантностью. Мягкая, гладкая шерсть, нежная на ощупь, не линяет и не пахнет, так что за чистоту в квартире с левреткой можно не опасаться.
Левретку можно брать на продолжительные прогулки, но если у хозяина мало времени, то она вполне может довольствоваться небольшой разминкой около дома. Любителям наблюдать за играми собак удобно держать несколько левреток, они очень хорошо уживаются в группах. Вволю нарезвившись, собачки вместе ложатся спать, вылизывают друг друга. Если в доме есть собаки других пород, то следует подумать, подойдет ли к ним левретка. Это хотя и крепкая собачка, но все-таки, по сравнению с некоторыми породами, довольно хрупкая.
Левретка умна и послушна, хотя в некоторых ситуациях может и проявить свой характер. Во многих странах эти собаки успешно обучаются по общему курсу послушания, а если в семье есть пожилые люди, то для них левретка станет нежным утешителем, заменив во многом врача. А самое главное, левретка всегда остается борзой — азартной и стремительной на беговой дорожке. Так что по выходным дням хозяин ласковой, живой статуэтки может приобщиться с ней к спорту.
Название «левретка» применяется к этой породе еще со средних веков. Происходит оно от французского слова «liеvre» — «заяц». Маленькая левретка была не только декоративной собачкой, известно, что знатные дамы развлекались травлей кроликов с левретками. Официальное название породы в РС — малая итальянская борзая — Рiссо Ltvriero Italiano.
На пороге современной истории в ХVIII-ХIХ веках на севере Европы были широко распространены небольшие борзообразные собаки, на юге также было много похожих собак, но они отличались от северных более длинной и грубой шерстью. В начале ХIХ века порода стала приходить в упадок, и основную работу по ее восстановлению провели в Англии. Одним из выдающихся производителей в 1859 году был кобель Гованс Вилли.
В то время в каждом большом доме держали несколько левреток в качестве собак-компаньонов, чаще всего, в компании грейхаундов, с которыми тогда еще охотились. В окрасе левреток было много белого, иногда эти собаки были чисто белого окраса. Однако позже предпочтение стали отдавать собакам сплошного песочного окраса.
Большой вред породе нанесло стремление получить левреток как можно меньшего размера. В результате многие левретки весили чуть больше двух килограммов и были черезмерно хрупкими, с круглым черепом, что в наши дни скорее приемлемо для чихуахуа, а не для борзой. Спасением от крайностей для многих пород стала организация в 1873 году Английского кеннел-клуба, а в 1884 году — Американского кеннел-клуба. Клубы утверждали стандарты на породы, что способствовало оздоровлению племенного поголовья и закреплению у лучших представителей типичных для породы признаков.
Царица Клеопатра держала несколько сот борзых собак, в том числе и маленьких, песочного окраса. Собаки сопровождали ее при выездах. Существует легенда о том, что несколько маленьких борзых, песочного цвета, царица подарила Юлию Цезарю, который привез их в Рим. Собачки стали любимицами у римской знати, а затем и у итальянских вельмож, сохранившись в неизменном виде до наших дней.
Из Южной Европы левретки попали и в другие страны, где были принадлежностью богатых салонов. Особого расцвета порода достигла в период ХIХ веков. Это отражено на полотнах великих живописцев. Левретки неизменно сопровождают своих влиятельных владельцев, что отражено на картинах и всевозможных скульптурах. Благородные собачки постоянно привлекали внимание художников и скульпторов разных времен. Короли Англии любили и ценили левреток. Генрих держал много этих собак и часто посылал их в качестве подарка королеве Франции. Мать короля Карла I (1600−1649), Анна Датская, изображена на одной из картин в окружении пяти левреток. Часто упоминали об этой породе известные литераторы, включая Шекспира. Левретки того времени в Англии были крупнее, их часто путали с уипетами.
Большим любителем левреток был прусский король Фридрих Великий (1712−1786), который держал до полсотни таких собак. Самые любимые из них, Алкмече, Бише и Тисби жили в комнатах короля и делили с ним его ложе. Маленькая Тисбе весила около двух килограммов и сопровождала короля на конных прогулках, сидя у него за пазухой. Когда погибла Бише, вместе с королем за гробом собачки шел французский философ Вольтер. В Сан-Суси находится бронзовая статуя Высотой 90 см, ее выполнил скульптор Готфрид в 1821 году. Она изображает Фридриха Великого с двумя левретками.
Любил левреток и Петр I, в Санкт-Петербурге в Зоологическом музее хранится один из первых экспонатов Кунсткамеры — чучело левретки царя, Лизетты. Лизетту он очень любил, и к ее помощи прибегали многие его сподвижники, проштрафившиеся в чем-либо. Они сворачивали свои прошения о помиловании и челобитные в трубку и давали Лизетте, а та относила их к царю в кабинет. Петр, если был не в настроении, мигом отходил, говоря, что Лизетте он ни в чем отказать не может. Таким способом часто спасался от его гнева Меньшиков. Петр даже заказал серебряную печатку в виде собачьего носа, которую ставил на документах о помиловании.
Царствующая фамилия не раз получала левреток в подарок, но большого распространения они не получили. Только в конце 70-х годов, когда их стали завозить из Германии, Чехословакии и других стран, собачки этой породы привлекли внимание не только своим внешним видом — четкими, чистыми очертаниями тела, напоминающим старинную статуэтку, но и нежностью, безупречностью манер, преданностью и верностью. Они стали живым украшением дома, преданными маленькими друзьями семьи, доставляющими много радости своим хозяевам.