Называется эта чудо-рыба протоптер. До нашего времени сохранилось четыре вида, самый крупный из них, большой протоптер, может достигать 1,5 метра в длину, а малый — до 30 см. Тело этой рыбы продолговатое, угреподобное, они и плавают как угри. Но кроме этого, протоптер умеет еще и ходить с помощью своих длинных нитевидных плавников. Этими же плавниками рыба чувствует вкус, стоит ей дотронуться ими к добыче.
Ходит протоптер не только по дну, но и по земле, правда, не так легко и свободно, как таиландский бродячий сомик. Но самая интересная его достопримечательность — легкие в форме видоизмененного плавательного пузыря. Через его покрытые капиллярами стенки и происходит газообмен.
Живет эта рыба в Африке, а реки там имеют одну особенность. Во время сезона дождей они разливаются и затапливают низины, куда в поисках пищи перебирается живность из рек. Пируют они там от 3 до 5 месяцев, после чего вода начинает высыхать, а рыбы возвращаются в реки. Но не так поступает протоптер. Это про него говорят местные рыбаки, что «Камбона — необыкновенная рыба: она не уходит вслед за водой, а вода сама приходит к ней».
Когда водоемы начинают мелеть, протоптер приступает к постройке гнезда. Делает он это так. Набирает в рот ил, которого много на дне таких низин, и выпускает его через жабры. С илом рыба справляется хорошо, но под ним находится глина, рыть которую намного труднее. Протоптер откусывает кусочек глины, пережевывает его и выводит через те же жабры так, чтобы кусочки покрупнее падали вокруг норки. Когда глубина спальни уже достаточна, рыба расширяет её так, чтоб там можно было уместиться, сложившись пополам.
Тогда протоптер устраивается мордой вверх и, пока уровень воды позволяет, время от времени выплывает вдохнуть воздуха. Когда же вода доходит до шара ила, протоптер уже не вылезает из спальни. Благодаря дыхательным движениям часть глины (той, что осталась около входа в нору) втягивается вовнутрь и закрывает вход. Пока такая пробка засыхает, рыба тычется в нее мордой, приподнимая ее в форме колпачка. Колпачок этот довольно пористый, чтобы протоптеру в его спальне было достаточно воздуха.
После того, как вход закрыт, в норке начинает скапливаться слизь, из которой формируется единственный в своем роде кокон, тончайшие стенки которого (0,05−0,06 мм), облегают рыбу так, что не остается ни малейшего зазора. Единственное отверстие ведет в рот протоптера, по нему поступает воздух. Проблема дыхания решена, но ведь рыбе надо еще и чем-то питаться во время длительной, до 9 месяцев, спячки (один представитель этого семейства проспал в лабораторных условиях 4 года). А питается этот странный протоптер своим собственным телом. После пробуждения рыба уменьшается не только в весе, но и в длине, правда, эти потери протоптер быстро восстанавливает.
Но самое интересное даже не это, а то, что во время спячки в организме рыбы накапливается громадное количество токсического вещества — мочевины. Концентрация ее в организме протоптера достигает 1−2%. Любое нормальное животное погибает при концентрации в 2 тысячи раз меньшей, а эта рыба продолжает спокойно спать. Проснувшись, протоптер избавляется от своей мочевины за несколько часов. Первое время после пробуждения рыбы слегка заторможены, хвост все еще загнут, а плавники напоминают скомканную проволоку, но очень скоро протоптер приобретает свою нормальную форму.
А правильно копают рыбу так. По растрескавшейся от жары почве, приглядываясь к земле, ходят люди с мотыгами. Заметив похожие на маленькие кротовины холмики земли, рыбаки срезают их верхушку мотыгой и обнаруживают ведущую вниз нору. Это и есть спальня протоптера. А срезанная верхушка — утрамбованный рыбой предохранительный колпачок. Протоптера прямо в его глиняном домике несут в подвал.
Кстати, протоптеры в отличие от общепринятых рыб, умеют издавать звуки. Если их потревожить в спальне, то они начинают скрипеть и пищать. На суше при вдохе они издают звук, похожий на вскрик. Жители Гамбии используют эту их особенность при поиске места спячки протоптера, так как в тихую погоду туземные рыбаки могут по звуку найти спящую рыбу.
А жители Судана используют специальные барабаны, имитирующие звук падающих дождевых капель. Бедные обманутые протоптеры просыпаются, издавая характерный чавкающий звук, открывая свое местонахождение. А самые доверчивые даже вылезают на поверхность.
Протоптеров с успехом можно держать в аквариумах. Днем они медлительны и предпочитают лежать где-то под корягой, зато ночью оживают. Особенно активными они становятся, когда в аквариуме кроме них находятся другие представители рыбного царства. Если его сосед не слишком большой, протоптер его просто съест, а на крупного он будет нападать, пока не покалечит. А потом все равно, если сможет, постарается съесть или убить. В драках эта рыба очень часто теряет плавники, правда, они быстро вырастают опять.
Несмотря на недружелюбность, протоптеры очень легко поддаются дрессировке. Если при даче корма стучать по стенке аквариума, то уже через 2−3 недели рыба будет подплывать на стук.
Вот такие удивительные рыбы дошли до нас из глубины веков, удивляя как своим обликом, так и нестандартным способом жизни.