И действительно, в передней части головы этих животных (но только у самцов) располагается внушительный прямой рог, доходящий до 3 метров в длину. На самом деле это… зуб, который растет с левой стороны верхней челюсти и имеет характерную закрученную форму. Зуб с противоположной стороны тоже направлен вперед, но он скрыт в мягких тканях десен, хотя иногда случается, что вырастает во второй бивень.
Назначение этого бивня долго оставалось загадкой, в решении которой удалось несколько продвинуться в 2005 году. Исследовав его под электронным микроскопом, ученые обнаружили внутри миллионы крохотных трубок, содержащих нервные окончания. Это позволило выдвинуть предположение, что зуб нарвала является чувствительным органом.
Длина тела нарвала в среднем составляет 4−5 метров, но может доходить и до шести. Вес — порядка тонны, бывает, что и полторы, треть его приходится на жировую ткань. У этих животных нет спинного плавника, а хвостовой разделен на две лопасти. Брюшная часть туловища светлее, спина и бока — темнее и покрыты серо-бурыми пятнами неправильной формы.
Питаются единороги головоногими моллюсками, ракообразными и рыбой. Они способны нырять на глубину более 300 метров и оставаться под водой до 15 минут. Размножаются круглый год, но особенно активное спаривание наблюдается весной, беременность длится долго — больше года.
Детеныши рождаются полутораметровыми, как правило, по одному в приплоде. Продолжительность жизни составляет сорок и более лет, в неволе — до четырех месяцев, и не было еще ни одного случая размножения в условиях «заключения» под присмотром человека. А на свободе врагами нарвалов являются белые медведи и косатки, детенышам угрожают и полярные акулы. Впрочем, и гигантские кальмары, случается, нападают на них.
Вот потому-то и отнесены единороги к редкому виду. А в старину купцы торговали рогообразным зубом нарвала, поскольку он соответствовал описанию того, что имелся у таинственного сухопутного зверя — единорога, которому приписывали множество магических свойств.
Например, этот рог считали верным средством от лихорадки, горячки, морового поветрия, черной немочи, от укуса змеи и даже от порчи. Порошку из единорожьего рога приписывали чудесную способность залечивать любые раны.
Жаль, что мы не можем пока расшифровать язык этих, прямо скажем, весьма разговорчивых существ. Звуки, которые они издают, отличаются широким разнообразием: тут и свист, и мычание, и щелчки, и стоны со вздохами, и повизгивание. А если б получилось, может научили бы нас единороги, как помочь им выжить…