Раньше люди охотились на кошек, добывая себе пропитание и шкуры, но уже тогда они поражались ловкости кошек и старались подражать им. Прошло очень много времени, прежде чем кошек стали брать в свои дома и приручать. Это произошло 5 тысяч лет назад: намного позднее, чем были приручены овцы и собаки.
Самыми первыми, кто по достоинству оценил кошек и начал их приручать, были, конечно, египтяне. Египетская богиня плодородия и домашнего очага Бастет (Баст) представлялась египтянам кошкой или женщиной с головой кошки. Скорее всего, египтяне поражались чистоплотности кошек, их ловкости и способности двигаться бесшумно, оттого и приписывали им божественное происхождение. В храмах Баст всегда жили кошки, за которыми ухаживал жрец, создавая этим животным по-настоящему королевские условия.
Вообще, каждый уважающий себя египтянин держал дома кошку: она была амулетом, маленькой Баст на земле. Когда в доме начинался пожар, кошку спасали раньше всех; если она умирала, ее бальзамировали, а хозяева ходили в трауре. Умершую кошку помещали в маленький саркофаг, а чтобы ей было хорошо в загробном мире, к ней клали любимые игрушки и даже мертвых мышей!
Во время войны при правлении фараона Псамметиха III персидский царь Камбиз велел привязать к щитам кошек. Египтяне сдались: они не могли причинить вред почитаемому животному.
Кошки ценились и на Востоке. В Японии считали, что они приносят удачу: у ворот японских домов ставили фигурки кошек, символ домашнего очага и уюта. Это немного схоже с русской традицией первой в новый дом пускать кошку. Кроме того, кот — одно из животных, имена которых носят годы китайского календаря. И хотя в Китае кошек не баловали, но ценили, в первую очередь, конечно, за то, что те прекрасно ловят мышей.
Современные породы кошек, такие как бирманская, сиамская и корат, происходят из Бирмы и Таиланда, где к этим зверькам относились с большим почтением. Сиамскую кошку даже называли королевой Сиама. Владеть ею было очень почетно, поэтому это дозволено было лишь членам королевской семьи.
Ангорские кошки родом из Турции, их название пошло от искаженного названия столицы Турции Анкары. В XVII веке купцы привозили оттуда изящных пушистых белых кошек с голубыми глазами. Они настолько непохожи были на кошек, ранее видимых европейцами, что очень полюбились за свою уникальность. Часто европейские путешественники привозили необычных кошек из дальних стран и дарили их своим женам — богатым дамам, располагающим достаточным количеством времени, чтобы ухаживать за любимицей.
Только в X веке кошки появились в России. В Европе их популярность к тому времени резко упала: в Средние века считалось, что в кошек превращаются ведьмы, их якобы выдают светящиеся в ночи глаза. Ведьмы в кошачьем обличии прячутся от людей, встречаются с бесом и творят свои темные дела. Христианская церковь отвергала языческие верования, поэтому неудивительно, что кошки, как ведьмы, сжигались на кострах. И по сей день черный кот, перебежавший дорогу, считается плохой приметой. Европейские кошки были бы истреблены, но в Европу пришли крысы, принеся с собой «черную смерть» — чуму. Кошки отлично справились со своей задачей и переловили крыс.
Правда, истреблялись кошки не везде. Допустим, в Англии кошек по-прежнему любили и оберегали. Испанский король Филипп II, муж Марии Тюдор, был изгнан из Англии разъяренными лондонцами за то, что он любил мучить кошек особыми пыточными инструментами. А в XVIII веке англичане первыми начали заниматься созданием новых пород: к тому времени эти животные почти стали любимцами. Первая крупная выставка кошек тоже состоялась в Англии. Ее организовал Хэррисон Уэйер в Хрустальном дворце в 1871 году.
За тысячелетия кошки изменились мало: разве что немного строением уха, приобрели чуть более выраженную выпуклость височных костей и прочие незначительные отличия. Нельзя в полной мере считать наших кошек домашними: даже прирученные, они сохранили свои привычки и независимый характер. В отличие от многих домашних животных, кошки могут приспосабливаться к новым условиям жизни и, при необходимости, вести дикий образ жизни.