Но моя статья вовсе не о властелинах океанов, а о наших речных доморощенных сомах-убийцах, обитающих рядом с нами, о «челюстях по-русски».
Рыба сом — самая крупная из речных хищников, и может достигать в длину более шести метров при весе в полтонны. Сомы обитают во всех крупных реках, озерах и водохранилищах России, а гигантских размеров могут достигать при благоприятной кормовой базе. В связи с отсутствием зубов как таковых сомы не могут откусывать куски, как акулы, и поэтому заглатывают жертву целиком, просто раздвигая свои огромные челюсти.
Как я упоминала раньше в статье про пчел, мои родители занимались пчеловодством. Каждое лето мы ездили с пасекой по полям, по долам нашей необъятной Родины. Останавливаясь в разных деревнях, отдавали предпочтение местам, близким к водоёмам, рекам и озерам, а вечерами подолгу засиживались у костра, и каждый рассказывал свои байки.
Был в нашей компании один пчеловод-любитель, пожилой человек лет 70, искусный рассказчик. Он и поведал нам потрясающую историю о соме-убийце, которую ему пришлось воочию наблюдать.
В молодости он жил на Хопре, в котором водились огромные «челюсти». В поисках пропитания исполинский сом курсировал по реке, хватая зазевавшихся птиц, уток, гусей, а то и коз, прибежавших на водопой.
Местные жители снисходительно относились к «затеям» водяного соседа до тех пор, пока он не утащил на дно маленькую кудрявую девчушку лет пяти, а затем и молодую худенькую девушку, приехавшую погостить к родственникам из города. Девушка у всех на виду плескалась в воде, веселилась, как ребенок, распустив свои длинные русые косы, а сом незаметно подплыл к ней сзади и, схватив за волосы, силой уволок на дно. Все произошло так внезапно, что люди, находившиеся на берегу Хопра, не успели ничего предпринять, девушка словно испарилась, от неё остались только круги на воде и легкий запах духов.
Сельчане незамедлительно начали штурм Хопра, соорудили длинные сети с огромными ячейками, пригнали два корабля и стали прочесывать реку вдоль и поперек в надежде обнаружить рыбу-убийцу. Первый день, как впрочем, и второй, и третий, и четвертый, не увенчались успехом. Правда, было поймано огромное количество затонувших коряг и поваленных деревьев, выудили даже деревянную лодку военных времен.
Видимо, сом, набивший до отвала свое брюхо, ушел на дно переваривать содержимое, спокойненько залег в теплый ил и сладко заснул, не подозревая, что наверху на него идет настоящая охота. Теперь он выступал в качестве уязвимой жертвы, а не безжалостного охотника.
На пятый день большинство сельчан опустили руки, отчаявшись поймать сома, но истерические вопли разгневанных женщин, опасающихся за своих детей, заставили снова взяться за сети и прочесать реку еще раз.
И вот рыбаки зацепили что-то тяжелое, похожее на огромное бревно, никто уже и не надеялся, что это может быть тот самый сом, никаких телодвижений замечено не было. «Бревно» спокойно, без сопротивления, плыло в сетях к берегу, но на мелководье, почуяв неладное, вдруг вынырнуло, и на поверхности воды показалась гигантская морда чудовища, до смерти напугавшая сельчан. Со всей мочи рванув сети, монстр в бешенстве поволок за собой на дно веревки с людьми, сети и два корабля, находящиеся в это время на свободном плаву, без якорей.
Совместными усилиями через несколько часов в результате ожесточенной борьбы чудовище было извлечено из речных пучин. Оно достигало в длину почти пять метров, тело монстра было покрыто многочисленными ракушками, а голова была размером с гигантский колокол.
Чудовище изо всех сил било хвостом, жадно открывало свою пасть, стараясь напоследок надышаться кислородом. Сельчане подбегали к нему и, кто обухом, кто топором, били ему по голове до тех пор, пока страшилище перестало подавать признаки жизни. Когда разрезали огромное брюхо, никто живым, к сожалению, оттуда не вышел, как это бывает в сказках. Наоборот, сельчане ужаснулись увиденному, обнаружив человеческие кости и серебряный браслет последней жертвы из города.
…Послушав на ночь глядя такие страшные рассказы, я долго не могла заснуть. Действительно, местные «челюсти по-русски» могут напугать любого впечатлительного человека.
Наутро я с опаской подошла к Хопру, остановилась в метре от него и посмотрела на речную прозрачную гладь. Она не предвещала ничего плохого, но кто знает, а может быть, такое же чудовище было где-то рядом и ожидало подходящего момента?..