Объектом культа эти животные стали ещё в первобытные времена.
Известно, что на стоянках первобытных людей нередко располагались столбы с насаженными бычьими черепами, которые, видимо, служили оберегом от злых духов.
Похожую роль играли и знаменитые шеду — своеобразные ангелы-хранители из ассирийской мифологии. Как и положено мифическим стражам, шеду должны были пугать и ошарашивать. Поэтому выглядели они — как массивные крылатые быки с бородатыми человеческими головами. Как правило, огромные статуи шеду стояли по сторонам входа в здание. Считалось, что между таких стражей не сможет пройти человек, таящий злой умысел против хозяина дома.
Самыми известными являются 20-тонные шеду, когда-то охранявшие дворец ассирийского царя Саргона II, а сегодня находящиеся в Парижском Лувре. При их создании скульптор проявил не только мастерство, но и выдумку — добавил каждой статуе лишнюю переднюю ногу, отставленную назад. В результате, когда вы смотрите на шеду в анфас — кажется, что он стоит, а когда с боку, то кажется, что он идёт…
Разумеется, позволить себе такие изваяния могли только состоятельные парни. Поэтому обычные ассирийцы просто изображали крылатого быка на глиняной табличке и закапывали её под порогом своего дома.
Облик шеду нашёл своё отражение и в Библии. Я имею в виду херувимов — ангелоподобных существ, находящихся в непосредственной близости к Божьему престолу и постоянно возносящих Господу хвалу. Некоторые исследователи прямо выводят слово «херувим» от ассирийского прозвища шеду — «karubu» (великий, могущественный). Недаром, как и шеду, херувимы часто играли охранительную функцию.
Например, одного из них Бог вооружил огненным мечом и поставил охранять в Раю Древо Жизни от непослушных Адама и Евы. На ковчеге Завета, где хранились скрижали с десятью заповедями, также присутствовали две статуэтки херувимов.
Херувимы были не только многофункциональны, но и многолики. В Книге Пророка Иезекииля (1:10) они описаны как четырёхкрылые существа с четырьмя лицами:
Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
В той же книге упоминается, что «ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь» (1:7).
О. Мандельштам:
Как бык шестикрылый и грозный,
Здесь людям является труд…
Видимо, в этом образе остались отзвуки языческого прошлого иудейского народа, который тоже был не прочь обожествить крупный рогатый скот. Помните, как разозлился пророк Моисей, когда узнал, что, пока он получал от единственного и неповторимого Бога скрижали с заповедями (где среди прочего было «Не сотвори себе кумира»), его народ уже соорудил себе идола — Золотого Тельца — и стал ему поклоняться. С тех пор выражение «золотой телец» стало символизировать алчность и власть золота или денег (роман Ильфа и Петрова не случайно носит ироничное название «Золотой телёнок»).
Многоликие херувимы нашли отражение и в Новом Завете, а именно — в старейшей его книге «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсис». Там мы снова встречаем у Божьего престола четырёх крылатых существ. Трёх из них мы хорошо знаем по песне группы АКВАРИУМ «Город Золотой».
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный…
Впоследствии существа из «Апокалипсиса» станут символами четырёх евангелистов. В частности, вол (телец) будет означать Луку, потому что в Евангелие от Луки открывается сценой, где Заккарий приносит в жертву быка.
Кроме того в христианской традиции своё место займёт и обычный вол — тот самый, который вместе с ослом присутствовал при рождении Христа в хлеву и согревал будущего Спасителя своим дыханием.
Продолжение следует…